НАШ АВИА-МУЗЕЙ

Авиамузей журнала
"Техника-Молодёжи"
1975-1977 гг.

Техника-молодёжи, 1975-77 гг.


6. МОСТ ЧЕРЕЗ СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС --- (ТМ №8, 1975 г.)

«Москва» ЦКБ-30 (СССР, 1936)

«Москва» ЦКБ-30 (СССР, 1936). Двигатели — 2хМ-85, 800 л.с. Размах — 24,1 м. Длина — 14.6 м. Площадь крыла — 65,6 м2. Полетный вес — 9365 кг. Скорость максимальная — 390 км/ч.


В 1917 году конструктор Гуго Юнкерс построил свой первый цельнометаллический моноплан, ставший основой целого семейства однокрылых самолетов из «летающего металла» — дюралюминия.

Своим названием легкий и прочный сплав обязан немецкому городу Дюрен, близ которого началось производство нового материала. Советский дюраль — кольчугалюминий — получил название от села Кольчугино Владимирской области, где в 1922 году на заводе «Госпромцветмет» металлурги получили первые слитки отечественного сплава. Горячим сторонником и пионером советского цельнометаллического самолетостроения стал ученик Жуковского Андрей Николаевич Туполев. В 1924 году в руководимом им КБ АГОС («Авиация, гидроавиация и опытное строительство») ЦАГИ началось проектирование первого в мире цельнометаллического тяжелого двухмоторного бомбардировщика-моноплана ТБ-1 (АНТ-4). Ровно через 9 месяцев, 11 августа 1925 года, самолет был готов, а в ноябре испытан в полете.

Международную известность выдающийся самолет приобрел на вполне мирном поприще — благодаря рекордному перелету из Москвы в Нью-Йорк, положившему начало перелетам 30-х годов СССР — США. 23 августа — 30 октября 1929 года «Страна Советов» — серийный ТБ-1 без вооружения, с экипажем в составе С. Шестакова (командир), Ф. Болотова (второй пилот), Б. Стерлигова (штурман), Д. Фуфаева (бортмеханик) пролетел 21 242 км по маршруту Москва — Омск — Хабаровск — Петропавловск-на-Камчатке — остров Атту — Сиеттл — Сан-Франциско — Нью-Йорк. Техническим руководителем перелета, длившегося 137 летных часов, был В. Петляков. Во время морской фазы попета (7950 км, Хабаровск — Сиэттл) руководство перешло к Р. Бартини. Над океаном ТБ-1 летел с поплавковым шасси.

Первый советский цельнометаллический тяжелый самолет оказался удивительно долгоживущей конструкцией. ТБ-1 состоял на вооружении нашей авиации до 1936 года.

В 1933—1935 годах ТБ-1 участвовал в опытах по дозаправке в воздухе. На этой же машине изобретатель и конструктор П. Гроховский провел эксперименты по сбрасыванию на парашютах различных грузов. ТБ-1 обязаны спасением многие участники челюскинской эпопеи. Именно на этом самолете 5 марта 1934 года летчик А. Ляпидевский перевез на материк первую партию челюскинцев.

ТБ-1 стал классической конструкцией, с которой началось не только отечественное, но и мировое тяжелое самолетостроение. После сенсационного перелета «Страны Советов» в Новый Свет американские фирмы «Боинг» и «Мартин» приняли на вооружение схему машины и создали подобные цельнометаллические бомбардировщики.

«Страна Советов» (СССР, 1929)

15. «Страна Советов» (СССР, 1929). Двигатели — 2хМ17, 680 л.с. Размах — 28.7 м. Длина — 18,0 м. Площадь крыла — 120,0 м2. Полетный вес — 7928 кг. Вес пустого — 4630 кг. Скорость максимальная — 207 км/ч. Практический потолок — 3600 м.


Успехи дальней авиации союзников в годы второй мировой войны во многом предопределены советским опытом тяжелого самолетостроения.

Подобно пионерам воздухоплавания, наши авиаконструкторы стремились продемонстрировать возможности нашей авиации дальними беспосадочными перелетами. Специально для рекордных беспосадочных полетов в 1932—1933 годах ОКБ А. Туполева создало самолет РД (Рекорд дальности, АНТ-25) с крылом весьма большого удлинения (13,1). Размах в 2,5 превышал длину машины. РД оснастили убирающимся с помощью электрического подъемника шасси, мощной приемо-передающей рацией (дальность передачи до 5000 км), приборами для слепого полета.

Испытания, проведенные М. Громовым, выявили, что летные данные самолета ниже расчетных. Виновником оказалась гофрированная обшивка крыла и хвостового оперения. Волнистая поверхность дюралевых листов хотя и придавала конструкции завидную прочность и жесткость, но увеличивала и без того большую площадь соприкосновения самолета с воздухом, а значит, и аэродинамическое сопротивление. Инженеры не стали в корне менять конструкцию, а прибегли к довольно действенной полумере. Поверх гофра натянули полотно и покрыли его аэролаком. Аэродинамическое качество (отношение подъемной силы к силе аэродинамического сопротивления) выросло до 17. Расчетная продолжительность полета составила уже более 80 ч; за это время самолет покрывал расстояние более 13 тыс. км. В сентябре 1934 года экипаж РД в составе М. Громова, А. Филина, И. Спирина установил мировой рекорд продолжительности и дальности полета по замкнутому маршруту — 12 411 км за 75 ч 2 мин. В июле 1936 года В. Чкалов, Г. Байдуков, А. Беляков совершили перелет Москва — остров Удд (близ устья Амура), а через год, 18—20 июля 1937 года, перенеслись на крыльях РД из Москвы в Портленд (США) через Северный полюс, пролетев по прямой 8504 км за 63 ч 25 мин. Менее чем через месяц пилотируемый М. Громовым, А. Юмашевым и С. Данилиным самолет установил очередной рекорд — 10 148 км за 62 ч 17 мин (Москва — Сан-Джасинто).

Бригада П. Сухого сделала попытку создать на основе РД дальний бомбардировщик ДБ-2 (АНТ-37) с двумя двигателями. Как боевая машина ДБ-2 успеха не имел, но его гражданская модификация с более мощными двигателями принесла нашей стране еще один рекорд дальности, на этот раз женский. Именно на ДБ-2Б («Родина») летчицы В. Гризодубова, П. Осипенко, М. Раскова пролетели 24—25 сентября 1938 года 5908 км за 26 ч 29 мин.

РД, АНТ-25 (СССР, 1933)

16. РД, АНТ-25 (СССР, 1933). Двигатель М-34Р, 950 л.с. (на самолете выпуска 1936 года). Размах — 34,0 м. Длина — 13,08 м. Площадь крыла — 87.1 м2. Полетный вес — 11 250 кг (полетный вес самолета, на котором был выполнен перелет Москва — Сан-Джасинто, составлял 11 500 кг). Скорость максимальная — 246 км/ч. Дальность полета — 13 000 км.


Иная судьба у другого самолета-рекордсмена — знаменитой ильюшинской «Москвы» (ЦКБ-30). Установив на предшественнике «Москвы» — ЦКБ-26 — несколько рекордов высоты и скорости полета (1936 г.), летчик В. Коккинаки и штурман А. Бряндинский совершают на ЦКБ-30 27 июня 1938 года блестящий беспосадочный полет по маршруту Москва — район Дальнего Востока. 7590 км пройдены за 24 ч 36 мин. Через год на этом самолете В. Коккинаки с штурманом М. Гордиенко перелетели из Москвы через Гренландию в Северную Америку за 22 ч 56 мин (6515 км по прямой). Сравнительно тяжелый ЦКБ-30 отличался прямо-таки истребительными «повадками». На одном из воздушных парадов В. Коккинаки заставил двухмоторный моноплан сделать петлю Нестерова. Тем не менее модернизированный ЦКБ стал в годы войны самой распространенной моделью дальнего бомбардировщика. Именно ДБ-3Ф (Ил-4) перенесли в глубокий тыл противника основную массу бомб возмездия. Самолет-ветеран был в числе машин, нанесших удар по Берлину в августе 1941 года. Обрушив на логово еще грозного фашистского зверя первую порцию ответных бомб, ДБ-3Ф навсегда останется для нас и символом далеких тридцатых годов, когда мы стали летать «дальше всех, выше всех, быстрее всех».

«Родина», АНТ-37 бис (СССР, 1936)

17. «Родина», АНТ-37 бис (СССР, 1936). Двигатели — 2хМ-86, 950 л.с. Размах — 31 м. Длина — 15.0 м. Площадь крыла — 85 м2. Полетный вес — 12 500 кг. Скорость максимальная — 300 км/ч. Дальность полета — 7300 км.


Вернуться в АВИА МУЗЕЙ ЖУРНАЛА "ТЕХНИКА-МОЛОДЁЖИ"

Вернуться в В АВИАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК

Вернуться в КАРТУ САЙТА

Как собирать грибы.

Венгрия





Хостинг от uCoz