НАШ АВИА-МУЗЕЙ

Авиамузей журнала
"Техника-Молодёжи"
1975-1977 гг.

Техника-молодёжи, 1975-77 гг.


9. ГЛАЗА АРМИИ --- (ТМ №11, 1975 г.)

Р-5 (СССР, 1930)

Р-5 (СССР, 1930). Двигатель — М-17б, 680 л.с. Длина — 10,56 м. Размах — 15,5 м. Площадь крыльев — 50,2 м2. Полетный вес — 3247 кг. Вес пустого — 1969 кг. Скорость максимальная — 230 км/ч. Потолок практический — 6200 м. Продолжительность полета — 4,5 ч. Дальность полета — 800 км.


В 1912 году, в разгар боевых действий на Балканах, к привычным звукам войны — канонаде, ружейному и пулеметному огню, лошадиному ржанию — добавился еще один: треск авиационного мотора. Впервые над полем сражения появился аэроплан — пока невооруженный, но могущий уже причинить немало бед противной стороне.

За рычагами расчалочных «этажерок», пригодных разве что для увеселительных полетов над Ходынкой, сидели русские летчики-добровольцы.

Откликнувшись на просьбу болгарского правительства, наши соотечественники объединились в добровольческий отряд, пришедший на помощь братскому славянскому народу. По инициативе С. Щетинина — одного из основателей Российского товарищества воздухоплавания — частные летчики Ефимов, Агафонов, Евсюков, Колчин и Костин составили одно из первых в истории боевое авиационное подразделение. Первой военной «профессией» аэроплана стала разведка.

Удачное применение летательных аппаратов тяжелее воздуха для визуальной разведки и корректировки артстрельбы обнадежило военных. Прогнозируя будущее авиации, специалисты писали: «Одна батарея с одним аэропланом будет в бою эффективнее трех батарей без аэроплана».

Начавшаяся вскоре мировая война сразу же предоставила аэроплану широкое поле боевой деятельности. Военную службу начали 244 самолета с опознавательными знаками русской армии: машины «Ньюпор-4», «Фарман-7, -15, -16», оснащенные двигателями «Гном» мощностью 70-80 л.с. Поступили на вооружение и оригинальные русские конструкции.

«Фарман-ХХII» (Франция, 1914)

24. «Фарман-ХХII» (Франция, 1914). Двигатель — «Гном», 80 л.с. Длина — 8,9 м. Размах — 15.0 м (верхнее крыло), 7.58 м (нижнее). Площадь крыльев — 41,0 м2. Полетный вес — 680 кг. Вес пустого — 430 кг. Скорость максимальная — 90 км/ч. Продолжительность полета — 3,5 ч. Дальность полета — 300 км. С 1915 года самолет использовался как учебный.


Поначалу война носила маневренный характер, и конница, которая, проникая на сотни километров в тылы противника, добывала разведывательные сведения, оказалась не слишком эффективным источником информации. Пока лихие кавалеристы прорубались сквозь вражеские заслоны и добирались до своих, авиаторы успевали по нескольку раз слетать на задание и детально описать увиденное в разведдонесениях. Со временем авиация стала снабжать данными о противнике не только командование фронта, но и ставку. Стратегическую разведку в глубоких тылах врага вели четырехмоторные «Муромцы» с большим радиусом действия.

Увиденное с птичьего полета летчики передавали с помощью вымпелов — их сбрасывали в расположение своих войск. Позже, когда на самолетах появились фотоаппараты, а в штабах — специалисты по дешифровке снимков, войска стали получать более объективную информацию, которая позволяла командованию принимать важнейшие решения, прямо влиявшие на ход всей войны. Исторический Брусиловский прорыв весной 1916 года русские войска совершили во всеоружии обстоятельных разведданных об укреплениях противника. Авиация сфотографировала вражеские позиции, специалисты, спроецировав фотоснимки на карты, давали артиллерии детальные планы целей. В 1916 году русские летчики отсняли с воздуха передовые позиции неприятеля, растянувшиеся от Черного до Балтийского моря.

На первых порах глазами армии были офицеры генерального штаба и командиры соединений, поднявшиеся в воздух вместе с профессиональными пилотами. В ходе войны сухопутных военных заменили летчики-наблюдатели — летнабы — выпускники специальных школ и курсов... Усовершенствовались и сами аэропланы. В начале войны самолет-разведчик представлял собой модифицированную машину довоенной постройки. Наблюдатель располагался перед летчиком, а иногда втискивался в узкое пространство между летчиком и двигателем, находящимся сзади, и нередко записывал информацию в блокнот на спине летчика.

Р-1 (СССР, 1923)

25. Р-1 (СССР, 1923). Двигатель — М-5, 400 л.с. Длина — 9,24 м. Размах — 14.02 м. Площадь крыльев — 44.54 м2. Полетный вес — 2200 кг. Вес пустого — 1450 кг. Скорость максимальная — 185 км/ч. Потолок практический — 5000 м. Продолжительность полета —4 ч. Дальность полета — 700 км.


Схема с задним расположением двигателя и толкающим воздушным винтом оказалась удобной для специального самолета-разведчика. Ведь главное для такой машины — хороший обзор, позволявший видеть, что делается на земле, и избежать внезапного нападения с воздуха. Сидя в носовой части, похожей на лодку с мотором на корме, наблюдатели могли без помех рассматривать позиции противника. Как ни хороша схема с толкающим винтом, от нее пришлось (правда, на время) отказаться.

Конструкция с коротким, громоздким корпусом и ферменной хвостовой балкой была хороша лишь на малых скоростях. Аэродинамика заставила конструкторов покрыть обшивкой фермы, удлинить сам корпус. Единственным местом для двигателя оказался нос. Самолет приобрел классическую схему, которой суждено было господствовать в авиастроении долгие десятилетия.

В 1917 году русская авиапромышленность получила чертежи первых самолетов-разведчиков английского конструктора Джеффри де Хевиленда, основавшего впоследствии фирму.

На основе DH-9 Н. Поликарпов создал модификацию самолета Р-1 с двигателем «Даймлер», а затем, в 1923 году, Р-1 с советским двигателем М-5. Самолет построили из других материалов, улучшили весовые данные. Полная нагрузка, например, составила 750 кг против 660 у DH-9. До 1931 года было выпущено несколько тысяч Р-1 — первого советского самолета-разведчика, строившегося большой серией. Под пилотированием М. Громова машина участвовала в перелете Москва — Пекин — Токио, продемонстрировав миру успехи молодой авиапромышленности Страны Советов. Р-1 совершил и немало других перелетов.

Великолепные образцы самолетов-разведчиков классической схемы выпустила английская фирма «Фейри», основанная в 1915 году Ричардом Фейри. Обтекаемый, «зализанный» фюзеляж, хороший обзор, удобное управление — все это превратило изящный биплан-разведчик в многоцелевой самолет с большой дальностью полета.

Завидной универсальностью отличался и отечественный Р-5 — конструкция, вошедшая в историю мировой авиации как самолет-долгожитель. Созданный Н. Поликарповым в 1929 году, этот «летучий» полутораплан служил до 1944 года. Некоторые пассажирские самолеты П-5, построенные на базе разведчика, оставались в строю и после Великой Отечественной войны. С 1931 по 1937 год Р-5 применялся в наших ВВС в качестве разведчика, легкого бомбардировщика, штурмовика, торпедоносца, корректировщика артстрельбы...

В 1933 году Р-5 стал победителем в международном конкурсе самолетов-разведчиков в Тегеране. Эти машины помогли эвакуировать со льдины челюскинцев.

«Фейри IIIF» (Англия, 1931)

26. «Фейри IIIF» (Англия, 1931). Двигатель — «Нэпир Лион», 530 л.с. Длина — 10,3 м. Размах — 13,9 м. Площадь крыльев — 40,7 м2. Полетный вес — 2710 кг. Вес пустого — 1765 кг. Скорость максимальная — 236 км/ч. Потолок практический — 5360 м. Дальность полета — 640 км.


Вернуться в АВИА МУЗЕЙ ЖУРНАЛА "ТЕХНИКА-МОЛОДЁЖИ"

Вернуться в В АВИАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК

Вернуться в КАРТУ САЙТА

Грибные отравления, форма 1.

Греция





Хостинг от uCoz