НАШ АВИА-МУЗЕЙ

Авиамузей журнала
"Техника-Молодёжи"
1975-1977 гг.

Техника-молодёжи, 1975-77 гг.


17. САМЫЕ БОЛЬШИЕ --- (ТМ №7, 1976 г.)

АНТ-20 «Максим Горький» (СССР, 1934)

АНТ-20 «Максим Горький» (СССР, 1934). Двигатели — 8 х М-34 ФРН, по 900 л.с. Размах крыла — 63,0 м. Длина — 32,9 м. Площадь крыла — 486,0 м2. Полетный вес — 42000 кг. Вес пустого — 28500 кг. Полная нагрузка — 13500 кг. Скорость максимальная (у земли) — 220 км/ч. Потолок практический — 4500 м.


Проиграв в первой мировой войне, Германия дорого заплатила союзным державам. Некогда могучий воздушный флот фактически перестал существовать. В соответствии с 202-й статьей Версальского договора 574 аэроплана перешли в руки бывших противников, 14 193 — уничтожено. Германии запретили строить военные самолеты, но позволили развивать гражданскую авиацию. Союзники установили строгие ограничительные условия, так называемые «Правила различия военных воздушных судов от гражданских». Так, одноместный самолет нельзя было оснастить двигателем мощностью более 60 л.с. Скорость лимитировалась отметкой 180 км/ч, потолок — 4000 м. Аэроплан считался военным, если полная нагрузка превышала 900 кг.

Ограничения коснулись и авиационных кадров. Численность летного состава определялась потребностями гражданского флота. Но что же немецкие милитаристы? Они и не думали мириться с ограничениями!

Оставленную Версальским договором лазейку — разрешение развивать гражданскую авиацию — Германия использовала в полной мере. К 1925 году она располагала тремя крупнейшими в мире воздушными компаниями, проложила воздушные мосты в Южной Америке, на Ближнем и Среднем Востоке, в Китае.

Еще в 1924 году, в пору действия суровых ограничительных законов, Клод Дорнье вынашивал идею гигантского самолета — летающей лодки, которой были бы по плечу грузовые и пассажирские рейсы между континентами. Два года ушло на размышления, эксперименты, десятки проектов. 19 декабря 1927 года началась постройка Do-X — лодки-исполина, изумившей впоследствии весь авиационный мир. 12 июля 1929 года махина была спущена на воду; 20 октября со 169 человеками на борту летала в течение часа над Боденским озером.

Сорокаметровый корпус лодки состоял из трех этажей. В верхнем располагался экипаж, навигационное и прочее оборудование, механизмы. Средний этаж занимали пассажиры, кухня, туалеты, морской такелаж. В нижнем конструктор разместил баки с 16 тыс. л бензина, груз, багаж. Как бы в насмешку над ограничениями союзников Дорнье оснастил самолет 12 двигателями «Сименс»-«Юпитер» по 255 л.с., а затем более мощными «Кертисс»-«Конкерор». Поднимала лодка почти 20 т полной нагрузки (помните «лимитированные» 900 кг!).

2 ноября 1930 года Do-X стартовал из Фридрихсгафена в Лиссабон, затем в Африку, Южную и Северную Америку, а в 1932 году вернулся, перелетев Атлантику 21—22 мая...

Осенью 1934 года первый экземпляр Do-X разбился при неудачной посадке на Балтийском море. По заказу Италии Дорнье построил еще две лодки, которые, однако, так и не вышли на авиалинии. Одной из причин неуспеха Do-X была недостаточная мощность двигателей. Наибольшая высота полета составляла всего 500 м.

Do-X не оправдал надежды Германии на трансатлантические рейсы между Старым и Новым Светом: гигантская летающая лодка так и не стала орудием германских монополий.

Совсем для других целей и в иной обстановке был построен самолет-гигант «Максим Горький» .

«Дорнье» Do-Х (Германия, 1929)

48. «Дорнье» Do-Х (Германия, 1929). Двигатели — 12 х «Сименс»-«Юпитер», по 525 л.с. Размах крыла — 48,0 м. Длина — 40,05 м. Площадь крыла — 486,2 м2. Полетный вес — 52000 кг. Вес пустого — 31198 кг. Полная нагрузка — 20802 кг. Скорость максимальная — 216 км/ч. Потолок практический — 500 м. Предельная дальность полета — 4300 км.


История этой машины лучше всего передает неповторимый колорит тех времен, тогдашнее увлечение авиацией, фейерверк рекордов и перелетов. Тогда возникла идея отметить юбилей знаменитого писателя постройкой в его честь самолета-гиганта для агитэскадрильи, объявить сбор средств, привлечь к участию в создании машины миллионы людей всех возрастов и профессий.

В октябре 1932 года по инициативе журналиста М. Кольцова начался сбор средств, в короткий срок было собрано 6 миллионов рублей. Специально организованный Всесоюзный комитет руководил проектированием и постройкой машины. Размерам и полетному весу «Максима Горького» мог позавидовать любой, самый большой самолет мировой авиации. Стабилизатор, например, вполне подошел бы в виде крыла двухмоторной машине. А крыло могло вместить не только запас горючего, но и несколько кабин для пассажиров. Впрочем, хватало места и в фюзеляже. Он вмещал 8 членов экипажа и 72 пассажира. Самолет не зря назывался агитационным. На борту располагались громкоговорящая установка, несколько радиостанций, киноустановки, типография, фотолаборатория, АТС для внутренней связи, пневмопочта, электростанция с приводом от специального двигателя... Словом, в арсенале у агитаторов оказались не только средства для вещания и выпуска летучих газет и листовок, но и нечто не менее действенное — современнейший самолет, построенный на отечественном заводе советскими специалистами из своих материалов. Нужно ли говорить, какую веру в возможности молодой советской индустрии вселяла эта уникальная машина!

Многое на «Максиме Горьком» было в новинку даже видавшим виды инженерам. Например, крыло необычно большого, прямо-таки планерного удлинения. Отношение длины крыла к его средней ширине составляло 8,62. Такими несущими поверхностями не обладала еще ни одна тяжелая машина. Между тем к этому стремились все авиаконструкторы. Ведь чем длиннее крыло, тем ближе оно по своим аэродинамическим характеристикам к крылу бесконечного удлинения, идеальному по аэродинамическому сопротивлению, но, к сожалению, немыслимому с точки зрения прочности. Найдена золотая середина — в этом и сказался талант и опыт конструкторов, сумевших сделать гигантское крыло жестким и прочным.

«Латекоер-521 (523)» (Франция, 1935)

49. «Латекоер-521 (523)» (Франция, 1935). Двигатели — 6 х «Испано-Сюиза», по 860 л.с. Размах крыла — 49,31 м. Длина — 31,62 м. Площадь крыла — 330 м2. Полетный вес — 37400 кг. Вес пустого — 21480 кг. Полная нагрузка — 15920 кг. Скорость максимальная (на высоте 3000 м) — 250 км/ч. Потолок практический — 6300 м. Дальность с полным запасом горючего — 5800 км. Изображена военная модификация — «Латекоер L.523» — «Альтаир». Скорость максимальная (на высоте 1000 м) — 260 км/ч. Потолок практический — 5800 м. Дальность максимальная — 6000 км. Экипаж — 14 чел. Вооружение — 4 пулемета калибра 7,5 мм, пушка калибра 25 мм, бомбы — 1200 кг.


Разработали и военный вариант «Максима Горького». Он должен был нести две тонны бомб. Защита от истребителей и штурмовиков — несколько пушечных и пулеметных турельных установок.

В свой первый полет «Максим Горький» поднялся 17 июня 1934 года, а в последний 18 мая 1935 года.

В этот день «Максим Горький» потерпел катастрофу, унесшую 46 жизней. Летчик А. Благин, сопровождая на своем истребителе самолет-гигант, пытался сделать мертвую петлю вокруг крыла «Максима Горького». Просчет в пилотировании машины и привел к трагической развязке...

Построенный после гибели «Максима Горького» пассажирский шестимоторный вариант ПС-124 летал на линиях Аэрофлота до 1942 года, завершив собой ряд гигантских самолетов А. Н. Туполева с гофрированной обшивкой, которых сменили обтекаемые машины 40-х годов.

«Блом и Фосс» BV 222 А «Викинг» (Германия, 1942)

50. «Блом и Фосс» BV 222 А «Викинг» (Германия, 1942). Двигатели — 6 х BMV «BRAMO» 323R, по 1000 л.с. Размах — 45,9 м. Длина — 36,9 м. Площадь крыла — 255 м2. Полетный вес — 43500 кг. Вес пустого — 30715 кг. Скорость максимальная — 345 км/ч. Потолок практический — 5800 м. Дальность максимальная — 3400 км. Экипаж — 11—14 чел.


Вернуться в АВИА МУЗЕЙ ЖУРНАЛА "ТЕХНИКА-МОЛОДЁЖИ"

Вернуться в В АВИАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК

Вернуться в КАРТУ САЙТА

Лихтенштейн





Хостинг от uCoz