НАШ АВИА-МУЗЕЙ

Авиамузей журнала
"Техника-Молодёжи"
1975-1977 гг.

Техника-молодёжи, 1975-77 гг.


21. КОМУ ВЛАДЕТЬ МЕЧОМ? --- (ТМ №11, 1976 г.)

Истребитель И-26-3 (Як-1) (СССР, 1940)

Истребитель И-26-3 (Як-1) (СССР, 1940). Двигатель М-105П, 1050 л.с. Длина — 8,48 м. Размах — 10,0 м. Площадь крыла — 17,15 м2. Вес пустого — 2347 кг. Взлетный вес — 2895 кг. Скорость максимальная — 580 км/ч. Потолок практический — 10000 м. Скороподъемность — 1110 м/мин. Дальность — 850 км. Вооружение — 1 пушка ШВАК-20 мм, 2 пулемета 7,62 мм.


Как ни разыгралась творческая фантазия авиаконструкторов накануне второй мировой войны, в бой вступили вовсе не самолеты новых схем, а машины с законченными и все-таки привычными очертаниями классического «покроя». На тыловых, далеких от фронта аэродромах остались истребители-утки, тандемы, моно-бипланы. При всех своих обнадеживающих данных необычные машины требовали еще кропотливой доводки, сотен испытательных полетов, особой технологической оснастки серийных заводов. Не сложилась фронтовая судьба и у многих, казалось бы, доработанных новинок. «Не все, что кажется хорошим до войны, оправдывает себя во время войны, — вспоминает генеральный конструктор А. Яковлев. — Так было, например, с немецким истребителем «Хейнкель-100». Этот самолет был очень аэродинамичен и превосходил «Мессершмитт-109» по скорости (650 км/ч против 570—580 км/ч)...

Охлаждающая двигатель жидкость проходила через сложную систему пароохладительных устройств, расположенных в двойной обшивке крыльев... В случае пулевого прострела крыла самолет был обречен, в то время как другие машины благополучно возвращались из боя с десятками прострелов...»

Вместе с испытанными самолетами-ветеранами 30-х годов — советскими «Чайкой» и И-16, английскими «Бульдогом» и «Гладиатором» в бой с люфтваффе вступили истребители, созданные незадолго до начала войны. В чем же похожи эти «сверстники» и чем отличаются друг от друга машины с разными фирменными марками?

Первый «родственный» признак: все они монопланы. На бипланной схеме в боевой авиации раз и навсегда поставлен крест. Признак номер 2 — каждый истребитель оснащен, насколько это возможно, мощным пулеметно-пушечным вооружением. Дилемма «пушка или пулемет?» также разрешена в пользу бортовой артиллерии. Другое дело, что некоторые машины не удалось оснастить достаточным количеством крупнокалиберных стволов.

Истребитель «Мессершмитт Bf-109E-3» (Германия, 1939)

60. Истребитель «Мессершмитт Bf-109E-3» (Германия, 1939). Двигатель — «Даймлер-Бенц» DB-601А, 1150 л.с. Длина — 8,640 м. Размах — 9,875 м. Площадь крыла — 16,2 м2. Вес пустого — 1980 кг. Взлетный вес — 2650 кг. Скорость максимальная — 570 км/ч. Потолок практический — 11000 м. Скороподъемность — 945 м/мин. Дальность — 660 км. Вооружение — 1 пушка MGFFF-20 мм, 2 пулемета MG-17 7,9 мм.


А вот и отличия. «Национальность» истребителя самым решительным образом сказывалась на его тактико-технических данных. Американские машины «Мустанг P-51», «Тандерболт P-47» весили больше типичного европейского истребителя и были, если можно так выразиться, скорее «стайерами», чем «спринтерами». Тяжелые цельнометаллические самолеты были придатками к бомбардировочной авиации, ибо именно бомбоносный военный флот составлял основу американской воздушной мощи. Отделенные от театра военных действий тысячемильной водной преградой, США не очень опасались вражеских налетов, а потому не придавали особого значения легким и маневренным перехватчикам. «Немецкая авиация превосходила нашу, — вспоминает известный летчик-испытатель Френк Эверест, — и мы это знали. Дело было не в летчиках — мне кажется, что в этом отношении мы были первыми. Причина нашего отставания заключалась в том, что P-40 не могли равняться с более маневренными немецкими истребителями, и после каждого боя мы недосчитывались нескольких самолетов».

Некоторое количество истребителей P-40 поступило в начале войны и на вооружение советской авиации. Этому тяжеловесному (около 4000 кг) самолету наши летчики неизменно предпочитали машины отечественного производства. Удачнее сложилась фронтовая судьба американского истребителя «Аэрокобра P-39», за классической внешностью которого скрывались весьма смелые инженерные решения. Стремясь в 1936 году создать легкую маневренную машину, специалисты фирмы «Белл» рассудили: чтобы повысить верткость самолета, надо самые массивные агрегаты сосредоточить вблизи его центра тяжести. Следовательно, идеальное место для двигателя — посередине фюзеляжа, позади летчика. Кабина передвигается к носу, носовую часть можно нашпиговать мощным вооружением и — это опять-таки работает на хороший обзор — передней, носовой стойкой трехколесного шасси.

«Кобра» отличалась высокой боевой живучестью, обладала надежным двигателем и мощной 37-мм пушкой. Именно таким оружием оснащались P-39, поступавшие по ленд-лизу на вооружение советской авиации.

Основную массу британских истребителей составляли «Хоукер Харрикейн» и «Супермарин Спитфайр». Этим двум самолетам англичане обязаны победой в так называемой «битве за Англию» в 1940 году, когда гитлеровцы, отложив высадку на острова, обрушили на них мощь своей бомбардировочной авиации.

При всей несхожести английского «Спитфайра» и его германского соперника — «Мессершмитта-109» — их роднят две особенности. И тот и другой принадлежали к классу легких истребителей (вес «Спитфайров» различных модификаций колебался около отметки 3000 кг, Ме-109 — около 2700 кг) хотя заметно набирали в весе от одного варианта к другому.

Ме-109 F2 образца 1941 года (2750 кг) тяжелее своего предшественника выпуска 1936 года (1800 кг) более чем в полтора раза. Похожи у этих истребителей и «биографии». Созданные в середине 30-х годов, обе конструкции обладали большими резервами и непрерывно модернизировались.

«Омоложение» Ме-109 не могло, конечно, продолжаться до бесконечности. «В конце концов, — замечает А. Яковлев, — отличный в своем первоначальном виде истребитель «Мессершмитт-109» вырос по весу почти до 3,5 т и потерял маневренные качества».

Истребитель ЛаГГ-3 (СССР, 1940)

61. Истребитель ЛаГГ-3 (СССР, 1940). Двигатель — М-105ПФ, 1050 л.с. Длина — 8,87 м. Размах — 9,80 м. Площадь крыла — 17,50 м2. Вес пустого — 2620 кг. Взлетный вес — 3280 кг. Скорость максимальная — 568 км/ч. Потолок практический — 9000 м. Скороподъемность — 855 м/мин. Дальность — 790 км. Вооружение — 1 пушка ШВАК-20 мм, 1 пулемет БС-12,7 мм. 2 пулемета 7,62 мм, 2 бомбы по 100 кг.


В этом отношении советские истребители, созданные накануне Великой Отечественной войны, в 1939—1940 годах, превосходили западные самолеты. Спроектированные с дальним прицелом, воплотившие в себе новейшие достижения науки и техники, они оказались самыми молодыми, а потому и сильными соперниками авиации врага. Конструкции поддавались решительной модернизации, переход к другим, более совершенным моделям шел прямо с колес, без остановки налаженного серийного производства.

Опытный И-26 стал основой целого семейства знаменитых истребителей А. Яковлева, успешно провоевавших от первого до последнего дня войны. ЛаГГ-3, спроектированный С. Лавочкиным и работниками наркомата авиационной промышленности В. Горбуновым и М. Гудковым, превратился позднее в грозные Ла-5, Ла-5ФН, Ла-7. МиГ-3 А. Микояна и М. Гуревича принял на себя удар люфтваффе в воздушной обороне Москвы летом — осенью 1941 года (подробнее о Як-3, Ла-5, МиГ-3 — в исторической серии «ТМ», 1969, № 1—12). Всю войну продолжался творческий конкурс советских авиаконструкторов, жюри которого — враг.

Истребитель «Белл», модель 14 «Аэрокобра-1»

62. Истребитель «Белл», модель 14 «Аэрокобра-1» (P-39D) (США, 1940). Двигатель — «Аллисон» V-1710 Е4, 1150 л.с. Длина — 9,19 м. Размах — 10,36 м. Площадь крыла — 19,79 м2. Вес пустого — 2478 кг. Взлетный вес — 3558 кг. Скорость максимальная — 571 км/ч. Потолок практический — 8840 м. Скороподъемность — 810 м/мин. Дальность — 1280 км. Вооружение — 1 пушка «Испано»-М1-20 мм, 4 пулемета Браунинг-12.7 мм. Под наименованием «модель 14» «Аэрокобра-1» истребитель P-39D состоял на вооружении королевских ВВС (Великобритания). Американский, вариант P-39D был оснащен вместо 20-мм пушки 37-мм орудием.


Вернуться в АВИА МУЗЕЙ ЖУРНАЛА "ТЕХНИКА-МОЛОДЁЖИ"

Вернуться в В АВИАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК

Вернуться в КАРТУ САЙТА






Хостинг от uCoz