НАШ АВИА-МУЗЕЙ

Авиамузей журнала
"Техника-Молодёжи"
1975-1977 гг.

Техника-молодёжи, 1975-77 гг.


23. ПОЛИГОН — ФРОНТ! --- (ТМ №1, 1977 г.)

Истребитель Як-3 (СССР, 1943)

Истребитель Як-3 (СССР, 1943). Двигатель — ВК-105ПФ, 1240 л.с. Размах — 9,20 м. Длина — 8,49 м. Площадь крыла — 14,83 м2. Взлетный вес — 2650 кг. Скорость максимальная 660 км/ч. Скорость посадочная — 150 км/ч. Потолок практический — 10700 м. Дальность полета — 900 км. Вооружение — 1 пушка 20 мм, 2 пулемета, 12,7 мм. Дальнейшее развитие Як-3 — истребитель с двигателем ВК-107А (1650 л.с.). Взлетный вес — 2984 кг. Скорость максимальная — 720 км/ч. Дальность — 1060 км. Вооружение — 2 пушки 20 мм.


Весной последнего года войны японские пилоты в изумлении, не веря своим глазам (не двоится ли?), разглядывали странную машину, появившуюся над Токио. Два хорошо знакомых силуэта "Мустанга", как сиамские близнецы, срослись плоскостями. Под общим крылом — целая батарея реактивных снарядов. В каждой кабине по летчику. Так выглядел P-82 «Твин Мустанг» («двойной мустанг»), сверхдальний истребитель сопровождения американской авиации.

Пожалуй, именно в этом уникальном самолете ярче всего выразилось стремление конструкторов к последовательному модифицированию удачных машин, «вылизыванию» оправдавших себя аэродинамических форм, включение в проверенные конструкции новых материалов, оборудования, оружия.

Занимаясь новым вариантом самолета, нельзя совершенствовать его вообще, добиваться повышения абсолютно всех характеристик машины. Конструктор вынужден опираться в своей работе на освоенную промышленностью технологию, пользоваться каталогом готовых изделий — унифицированными пневматиками шасси, крепежом, иными стандартными элементами. Не всегда стоит менять, скажем, пусть не самую совершенную, но доведенную гидросистему, которая не грозит внезапным отказом, как это может случиться с абсолютно новыми гидроцилиндрами, гидроаккумуляторами, золотниками. Конечно, прежде чем оснастить какой-либо новинкой сотни и тысячи серийных, машин, ее проверяют на стендах и в испытательных полетах, но главные испытания — на фронте. Поспеши конструктор, побуждаемый самыми лучшими намерениями, — ошибка будет стоить немалой крови, потери драгоценного времени на исправление опрометчивого решения. Модифицирование самолета находится в тесной взаимосвязи с текущими условиями воздушной войны, действиями наземных войск, долгосрочными планами командования.

Еще в 1942 году, когда в нашей авиапромышленности миновал острый дюралевый дефицит, КБ занялись переработкой истребителей, созданных накануне войны. Начали с крыльев, лонжероны которых, как и другие важнейшие элементы, были деревянные — из облагороженной дельта-древесины, пропитанной фенольными смолами. При той же прочности металлический лонжерон компактнее и легче. Освободившееся место в крыле заняли топливные баки — отсюда большая дальность полета. Выигрыш в весе развязал руки специалистам по вооружению. Вместо одной 20-мм пушки и крупнокалиберных пулеметов можно поставить два или даже три орудия и увеличить боекомплект.

Готовя крупнейшие наступательные операции нашей армии 1943 года, советское командование потребовало от авиапромышленности истребителей с увеличенной дальностью полета. Им предстояло прикрывать наземные соединения, сопровождать бомбардировщики и штурмовики, которые взламывали оборону противника и действовали в его дальних тылах. Да и наземные войска приобрели в результате наступления такую подвижность, что дальности действия Як-1, Як-7 и Як-9 уже не хватало. Продолжая заменять в Яках деревянные элементы металлическими, КБ А. Яковлева создает серию самолетов-истребителей Як-9. Як-9Д обладал дальностью полета 1400 км. Як-9ДД — 2000 км. Одну из модификаций истребителя (Як-9Т) оснастили 37-мм орудием НС-37. Позднее появился вариант Як-9К, вооруженный 45-мм и даже 75-мм пушкой. Снаряд пробивал броню танков и боевых кораблей.

Истребитель Супермарин «Спитфайр» (Англия, 1936)

66. Истребитель Супермарин «Спитфайр» (Англия, 1936). Двигатель — «Роллс-Ройс Гриффон II VC», 2000 л.с. Размах — 9,85 м. Длина — 9,55 м. Площадь крыла— 19,90 м2. Взлетный вес — 2960 кг. Скорость максимальная — 635 км/ч. Потолок практический — 11500 м. Дальность полета — 750 км. Вооружение — 2 пушки 20 мм, 4 пулемета 7,92 мм. Приведены данные и проекции модели «Спитфайр» XII (1943).


При столь широком спектре боевых возможностей разные модификации оставались похожими не только на своего прямого прародителя Як-9, но и на довоенный Як-1. Правда, «девятка», как и самый легкий истребитель второй мировой войны Як-3, выделялась каплевидным фонарем кабины, что давало пилоту хороший обзор задней полусферы.

Подобные изменения претерпели основные самолеты-истребители всех воюющих стран. На смену «Мустангу» P-51B с фонарем кабины, плавно переходящим в фюзеляж, пришел изящный, с великолепным обзором P-51D. Таким же каплевидным фонарем оснастили поздние модификации "Тандерболта" P-47 и "Спитфайра". О значении обзора из пилотской кабины в фронтовых условиях летчик-испытатель Герой Советского Союза П. Стефановский писал так: «Это произошло во время штурмовки вражеской механизированной колонны, прорвавшейся к городу Белый в период октябрьского наступления немцев под Москвой. Мне удалось тогда незаметно пристроиться в самую середину колонны вражеских машин и сбить одну из них буквально на глазах двенадцати фашистских летчиков. И ни один из фашистов, по-видимому, не заметил меня».

Истребитель Норт-Америкен «Мустанг» Р-51 (США, 1940)

67. Истребитель Норт-Америкен «Мустанг» Р-51 (США, 1940). Двигатель — Роллс-Ройс-Мерлин» V — 1650-3, 1650 л.с. Размах — 11,29 м. Длина — 9,83 м. Площадь крыла — 21,64 м2. Взлетный вес — 4580 кг (норм.), 5270 кг — (макс). Скорость максимальная — 690 км/ч. Потолок практический — 12800 м. Дальность полета максимальная (с подв. баками) — 3328 км. Вооружение — 6 пулеметов 12,7 мм, 2 бомбы по 450 кг или 10 PC калибра 12,7 мм. Приведены данные и проекцнн модели «Мустанг» P-51D (1944).


Вспоминал Петр Михайлович и об усовершенствованиях, которые позволяли фронтовым пилотам в полной мере использовать скоростные данные наших самолетов. На испытаниях вдалеке от фронта истребители разгонялись до максимальной скорости с закрытыми кабинами. На фронте же, опасаясь заклинивания сдвижной части фонаря в критическую минуту, пилоты оставляли кабины открытыми. Ухищрения аэродинамиков, придававших истребителю плавные, обтекаемые очертания, сводились на нет. КБ пришлось срочно создать надежные устройства для сброса фонарей и фиксирования сдвижной части в любом промежуточном положении.

В ходе войны авиаконструкторы пересмотрели взгляды на высотность боевых самолетов. «В первые же месяцы войны убедились, — вспоминает генеральный авиаконструктор А. Яковлев, — что немецкие летчики на истребителях «мессершмитт», обладавших меньшей высотностью, чем МиГи, не ведут боя на тех высотах, где они слабее. Наоборот, они стремились завязать все бои на малой высоте, где более тяжелый МиГ проигрывал в маневре». С подобной тактикой врага встретились в воздушных боях на Тихом океане пилоты американских «Лайтнингов». Зная о высотности истребителя, двигатели которого были снабжены турбонагнетателями, японские летчики не принимали бои на больших высотах и увлекали противника на малые. Там скоростной «Лайтнинг» несколько проигрывал в маневре более тихоходным, но вертким японским машинам. Вопреки предвоенным прогнозам, что война будет происходить на больших высотах, бои шли в основном значительно ниже практического потолка истребителей. И если МиГ-3 развивал максимальную скорость в 650 км/ч на высоте 7000 м, то Як-9 и Як-3 быстрее .всего летали на 3300 м. В этом диапазоне высот они демонстрировали также отличную маневренность...

Истребитель «Фокке-Вульф» FW—190 (Германия, 1939)

68. Истребитель "Фокке-Вульф" FW—190 (Германия, 1939). Двигатель BMW — 801D, 1700 л.с. Размах — 10,5. Длина — 8,85 м. Площадь крыла — 18,3 м2. Взлетный вес — 4400 кг. Скорость максимальная — 610 км/ч. Потолок практический — 10310 м. Дальность — 1520 км. Вооружение — 2 пушки 20 мм, 2 пулемета 13 мм. Приведены данные и проекции модели FW—190 A3 (1943).


Вернуться в АВИА МУЗЕЙ ЖУРНАЛА "ТЕХНИКА-МОЛОДЁЖИ"

Вернуться в В АВИАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК

Вернуться в КАРТУ САЙТА






Хостинг от uCoz