НАШ АВИА-МУЗЕЙ

Авиамузей журнала
"Техника-Молодёжи"
1975-1977 гг.

Техника-молодёжи, 1975-77 гг.


24. "ПОД ГРОЗНОЙ БРОНЕЙ ТЫ НЕ ВЕДАЕШЬ РАН" --- (ТМ №2, 1977 г.)

Штурмовик Ил-2 (СССР, 1939)

Штурмовик Ил-2 (СССР, 1939). Двигатель — АМ-38Ф, 1750 л.с. Размах — 14,6 м. Длина — 11,65 м. Площадь крыла — 38,5 м2. Взлетный вес — 5873 кг. Скорость максимальная — 440 км/ч. Потолок практический — 5440 м. Дальность полета — 800 км. Изображен Ил-2 выпуска 1943 года с пушками НС-37, ВЯ-23, 2 пулеметами ШКАС и 1 пулеметом УБТ.


Потребности фронта в минувшую войну определялись не сотнями и тысячами штук стрелкового оружия, бронетанковой техники, самолетов, а миллионами и десятками тысяч. Вот лишь несколько цифр: из заводских цехов вышло 11427 Пе-2, более 15 тыс. Ла-5 и Ла-7, около 7 тыс. ДБ-3 и Ил-4, 12726 «летающих крепостей» Б-17, 15 тыс. «мустангов», 19 тыс. «либерейторов».

Но даже на фоне этой впечатляющей статистики абсолютным рекордсменом выглядит знаменитый штурмовик Ил-2, «размноженный» в 36163 экземплярах!

Вот как сформулировал задачу сам создатель Ил-2, авиаконструктор Сергей Владимирович Ильюшин: «Возникла серьезная задача: с одной стороны, выбрать такой толщины броню, которая по своему весу не лишила бы самолет хороших маневренных и летных свойств, и, с другой, — нужно было, чтобы броня могла защитить самолет от массового огня мелкокалиберного оружия противника, то есть сделать самолет неуязвимым для огня винтовок, пулеметов и частично мелкокалиберных пушек».

К началу Великой Отечественной войны была готова для Ил-2 и авиационная пушка ВЯ, конструкции А. Волкова и С. Ярцева. 23-мм орудие весило 66 кг и при скорострельности 600 выстр./мин придавало 200-граммовому снаряду начальную скорость в 900 м/с. Сравните эти данные с технической характеристикой немецких авиапушек MG-151 и MK-101, составлявших артиллерийское вооружение «Хеншеля-129». 20-миллиметровая MG-151 весила 42 кг. 90-граммовые снаряды — вдвое легче, чем у ВЯ, — выбрасывались пушкой со скоростью всего 780 м/с. Скорострельность — 700 выстр./мин. MK-101 калибром 37 мм «тянула» на добрые полтораста килограммов и выпускала 200 снарядов в минуту, весивших по 330 г.

С 1943 года ильюшинский штурмовик перевооружили. Вместо двух крыльевых пушек ВЯ Ил-2 оснастили двумя 37-мм подкрыльевыми орудиями НС-37 (конструкторы А. Нудельман, А. Суранов, Г. Жирных, В. Неменов, С. Лунин, М. Бундин). При таком же, как у немецкой пушки MK-101, весе НС-37 стреляла 735-граммовыми снарядами. Ни одно авиационное оружие такого калибра, состоявшее на вооружении вражеской и союзной авиации, не приблизилось по своим параметрам к советскому.

Отлично защищенный от огня с земли и от нападения сверху — атаки истребителей отбивал стрелок позади летчика, — штурмовик быстро стал незаменимым самолетом авиационной поддержки войск.

Учтя этот опыт, советское командование заранее рассчитывало на штурмовые авиаполки и при подготовке битвы на Курской дуге. В том же 1943 году каждый третий самолет, выпущенный нашей авиапромышленностью, был Ил-2. И в результате к 1944 году их доля в советской боевой авиации выросла до 30%, в то время как бомбардировщики составляли 25%.

Штурмовик Ил-10М (СССР, 1943)

69. Штурмовик Ил-10М (СССР, 1943). Двигатель — АМ-42, 2000 л.с. Размах — 13,4 м. Длина — 11,20 м. Площадь крыла — 30,00 м2. Взлетный вес — 6336 кг. Скорость максимальная — 550 км/ч. Потолок практический—7500 м. Вооружение — 4 пушки 23 мм, 1 пушка 20 мм, 8 PC, 600 кг бомб. Конструкция самолета — цельнометаллическая. Бронированы двигатель и кабина. Пилот и стрелок-радист защищены также бронестеклом.


Что же немцы? Неужели они, располагавшие огромным промышленным потенциалом, мощными КБ, талантливыми специалистами, не могли создать хорошую штурмовую машину? Гитлеровцев подвела авантюристическая ставка на «блицкриг», который они намеревались выиграть тем же оружием, что сокрушило пол-Европы. «Несомненно, что высокомерное и самонадеянное командование вермахта, — пишет бывший сотрудник разведывательного управления штаба ВВС Великобритании Эшер Ли, — в начале войны считало, что немецкие мобильные бронетанковые дивизии и эскадрильи пикирующих бомбардировщиков (Ju-87 «Штука», прозванный в нашей армии «лаптежником» из-за обтекателей неубирающегося шасси. — И.А.) всегда будут только наступать и поэтому не потребуется специальных самолетов для борьбы с танками противника».

То, на что уходят годы согласованных усилий авиаконструкторов, оружейников, металлургов, немцы пытались сделать за считанные месяцы. Наспех сработанные «хеншели» так и не смогли помочь наземным войскам. Ветеран польской и других «кампаний» люфтваффе пикирующий бомбардировщик Ju-87, приспособленный для штурмовых атак, также не стал настоящим штурмовиком: резервы конструкции были уже исчерпаны. К тому же Германия позарез нуждалась в истребителях — советские войска рвались к границам рейха, а союзная бомбардировочная авиация перешла к массированным налетам.

Без специального самолета-штурмовика начала бои на европейском театре и англо-американская авиация. После высадки в Нормандии войскам помогали тяжелые и средние бомбардировщики, истребители «спитфайр», «тайфун», «темпест», «мустанг», «тандерболт». В Северной Африке против танков действовали истребители-бомбардировщики «харрикейн» с 40-мм пушкой. На Тихом океане и в Средиземном море воевали средние бомбардировщики В-25 «Митчелл» (те самые, что, поднявшись с авианосца, бомбили Токио), оснащенные 75-мм орудием в носовой части фюзеляжа. Но пушечных «харрикейнов» и В-25 выпустили мало — решающей роли они не играли.

Без надежной брони союзные истребители-бомбардировщики могли рассчитывать лишь на внезапность штурмового удара. Как только немецкие зенитчики приходили в себя, они не давали союзникам безнаказанно утюжить свои позиции. Поэтому «мустанги» и «тайфуны», упредив вражеские истребители, обрушивались на ошеломленного противника, и тут же, пока не поздно, убирались восвояси.

Илы же часами висели над головами немцев. Атаки истребителей соединение штурмовиков отбивало сообща, став в оборонительный круг.

На заключительном этапе войны были созданы новые штурмовики — ильюшинский Ил-10 и Су-6 Павла Осиповича Сухого. Цельнометаллический Ил-10, обладая огневой и бомбовой мощью своего предшественника, летал со скоростью 551 км/ч. Всего наша промышленность выпустила более 40 тыс. грозных ильюшинских штурмовиков Ил-2 и Ил-10.

Штурмовик «Хеншель» HS-129 (Германия, 1942)

70. Штурмовик «Хеншель» HS-129 (Германия, 1942). Двигатели — 2 х «Гном-Рон» по 760 л.с. Размах — 14,2 м. Длина — 9,75 м. Взлетный вес — 5 тыс. кг. Скорость максимальная — 355 км/ч. Потолок практический — 7500 м. Дальность — 690 км. Вооружение — 1 пушка 30 мм, 2 пушки 20 мм, 2 пулемета 7,92 мм, 350 кг бомб. Изображен вариант HS-129 с 37-мм пушкой «Флак-18».


Лишь к середине войны для ВВС США фирма «Бичкрафт» построила и испытала опытный экземпляр двухместного многоцелевого самолета ХА-38 «Гризли» с мощной 75-мм пушкой в носке фюзеляжа. Машину предполагали использовать в качестве штурмовика.

Нет, пожалуй, ни одного участника Великой Отечественной войны, который не сказал бы доброго слова о штурмовиках Ил-2. И не только потому, что работали эти самолеты-солдаты на виду у всех, каждый день, без перерывов по непогоде или из-за неполадок. От первого до последнего дня войны Ил-2 был воздушным тараном для взламывания вражеской обороны, истребителем танков.

Самолет Бич ХА-38 «Гризли» (США, 1942)

71. Самолет Бич ХА-38 «Гризли» (США, 1942). Двигатели 2 х «Райт» R — 3350-43 «Дуплекс Циклон» по 2300 л.с. Размах — 20,44 м. Длина — 15,63 м. Площадь крыла — 58,15 м2. Взлетный вес — 13548 кг. Скорость максимальная — 632 км/ч. Потолок практический — 8480 м. Дальность — 4640 км. Вооружение — 1 пушка 75 мм, 4 пулемета 12,7 мм. Многоцелевой боевой самолет, использовавшийся в качестве штурмовика.


Вернуться в АВИА МУЗЕЙ ЖУРНАЛА "ТЕХНИКА-МОЛОДЁЖИ"

Вернуться в В АВИАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК

Вернуться в КАРТУ САЙТА






Хостинг от uCoz