НАШ АВИА-МУЗЕЙ

Авиамузей журнала
"Техника-Молодёжи"
1975-1977 гг.

Техника-молодёжи, 1975-77 гг.


29. НЕБЕСНЫЕ ПАКЕТБОТЫ --- (ТМ №7, 1977 г.)

Пассажирский самолет Ли-2 (СССР, 1938)

Пассажирский самолет Ли-2 (СССР, 1938). Двигатели — 2 х АШ-62ИР, по 1000 л.с. Длина — 19,65 м. Размах крыла — 28,81 м. Площадь крыла — 91,33 м2. Взлетный вес — 10700 кг. Скорость максимальная — 280 км/ч. Потолок практический — 5600 м. Дальность максимальная — 2500 км. Число пассажиров — 24.


Бурное развитие в 30-е годы советской гражданской авиации (см. «Авиамузей», 1975, № 9) прервала вторая мировая война. КБ напряженно работали над боевыми самолетами, авиазаводы выпускали десятки тысяч первоклассных истребителей, штурмовиков, бомбардировщиков. Военную службу несли самолеты транспортной авиации, бывшие чаще всего «милитаризованными» модификациями довоенных гражданских машин. Лишь с окончанием военных действий промышленность всех держав вернулась к производству воздушных лайнеров, воплотивших в себе лучшие достижения развитой авиаиндустрии, опыт знаменитых перелетов советских и зарубежных летчиков 30-х годов, трансполярных рейдов. Некоторые машины 30-х годов, выдержавшие испытания временем и войной, заняли в послевоенной гражданской авиации достойное место рядом с новыми, только что построенными самолетами. Среди ветеранов знаменитый DC-3 (Douglas Commercial), созданный американской фирмой «Дуглас» еще в 1936 году. 50 экземпляров, не больше — так поначалу оценивала фирма программу выпуска новой машины. Накануне войны прогноз заказов на постройку DC-3 выглядел куда оптимистичнее — около полутысячи самолетов. И все-таки специалисты просчитались — за десять лет, с 1936-го по 1946 год, когда со стапелей завода в Санта-Моника сошел последний DC-3, статистика зафиксировала 10926 машин этой марки, выпущенных только в США фирмой «Дуглас». И это помимо сотен и тысяч самолетов, изготовленных в других странах по лицензии.

Что же принесло самолету такую славу, что сделало его надежнейшей и неприхотливой машиной? При прочих равных условиях грузоподъемность DC-3 на треть превышала вес полезной нагрузки у других самолетов тех времен. Этим «Дуглас» обязан целесообразной компоновке и цельнометаллической конструкции, в которой дюралевая обшивка вовсе не была «паразитным» элементом. Она не только передавала аэродинамические нагрузки набору — шпангоутам, лонжеронам, стрингерам и нервюрам,— а работала сама, была органично «впряжена» в силовую основу машины.

Пассажирский самолет Ил-12 (CCCP, 1946)

84. Пассажирский самолет Ил-12 (CCCP, 1946). Двигатели — 2 х АШ-82ФН, по 1850 л.с. Длина — 21,31 м. Размах крыла — 31,7 м. Площадь крыла — 100 м2. Взлетный вес — 17250 кг. Скорость максимальная — 407 км/ч. Потолок практический — 7000 м. Дальность максимальная — 3000 км. Число пассажиров — 32.


В отличие от многих распространенных в начале 30-х годов пассажирских машин DC-3 был низкопланом. Такая схема позволяла применить шасси, убирающееся не в фюзеляж, а в гондолы двигателей. Отсюда небольшая высота основных стоек и широкая колея. На коротких стойках сэкономили вес, широко расставленные колеса шасси придавали машине большую устойчивость при взлете, посадке и рулении. Вдобавок низко расположенное крыло надежно защищает фюзеляж и собственно пассажирский салон при аварийной посадке с убранным шасси. В этом случае удар смягчат и колеса, которые в убранном положении высовывались на 25 мм из ниш в мотогондолах. Что же касается надежности DC-3 в обычных неаварийных условиях, то машина была неприхотлива в погодной обстановке. С нее, в сущности, и начались регулярные, по расписанию, пассажирские перевозки. В сложных метеоусловиях экипажу помогал двойной комплект навигационных и контрольных приборов, а также автопилот системы «Сперри».

В 1938 году лицензионный «дуглас», подготовленный под руководством инженера Б. Лисунова к выпуску на наших заводах, начал службу в СССР. Машина, оснащенная двумя двигателями воздушного охлаждения АШ-62ИР, получила наименование ПС-84.

«Дугласы» с опознавательными знаками ВВС многих стран вынесли — в самом буквальном смысле! — тяжелую ношу в годы второй мировой войны. Белые, в зимней экипировке, матово-зеленые, камуфлированные, в пестрой тропической окраске самолеты перевозили войска и грузы, сбрасывали парашютистов, эвакуировали раненых, буксировали десантные планеры.

Важную роль сыграла машина, переименованная в 1942 году в честь Б. Лисунова в Ли-2, в организации надежного воздушного моста между Большой землей и партизанскими соединениями в тылу врага. Долгие годы после войны DC-3 и его зарубежные «родственники» составляли основу гражданской авиации, особенно на местных, коротких линиях с грунтовыми, плохо оборудованными аэродромами. В 1974 году фирма «Турбо-Три-Корпорейшн» радикально модернизировала самолет-ветеран. Вместо поршневых «Райт-Циклонов» DC-3 оснастили двумя турбовинтовыми «Роллс-Ройсами» большей мощности.

В начале 1944 года, в разгар Великой Отечественной войны, когда наша промышленность набрала невиданные темпы и давала фронту огромное количество первоклассной авиатехники, КБ С. Ильюшина работало над транспортно-пассажирским самолетом с двумя дизельными двигателями. Этой замечательной машине, пошедшей в серию с бензиновыми моторами АШ-82, и суждена была долгая служба на наших внутренних и международных авиалиниях, в Арктике и Антарктике. Вместе с Ли-2 экономичный и надежный Ил-12 и его усовершенствованный вариант Ил-14 (1950 г.) много лет составляли основу парка Аэрофлота и не сразу сдали свои позиции с появлением реактивных машин.

Пассажирский самолет Локхид 649A «Констеллейшн» (США, 1947)

85. Пассажирский самолет Локхид 649A «Констеллейшн» (США, 1947). Двигатели — 4 х Райт R-3350-18CB «Циклон», по 2500 л.с. Длина — 28,97 м. Размах крыла — 37,5 м. Площадь крыла — 153,30 м2. Взлетный вес — 44490 кг. Скорость максимальная 515 км/ч. Потолок практический — 8500 м. Дальность максимальная — 4800 км. Число пассажиров — 32-81.


Предвидя выход отечественной гражданской авиации на дальние международные линии, где особенно нетерпимым стал бы недостаток двухмоторных, сравнительно легких машин — лишние промежуточные посадки, — С. Ильюшин создает в 1947 году Ил-18 — 60-местный пассажирский самолет с четырьмя поршневыми АШ-73. Дальность полета 42-тонного самолета составляла 6200 км.

Параллельно с попытками спроектировать на базе бомбардировщиков гражданские самолеты на Западе выпускают четырехмоторные машины, способные быстро и с предельным комфортом перенести около полусотни пассажиров с одного конца континента на другой или через океан. В 1947 году фирма «Локхид» выпускает удлиненный, с крылом большого размаха «Констеллейшн». 49-тонная машина покрывала 5000 км с крейсерской скоростью 460 км/ч. Благодаря высокому аэродинамическому качеству этот самолет с прямо-таки планерным размахом крыла оказался надежной и экономичной машиной. В 1951 году фирма выпускает «Супер-Констеллейшн», а в 1957-м — «Супер-Стар-Констеллейшн». Удлинив фюзеляж на 5,6 м, конструкторы увеличили размах крыла на целых 8 м. Взлетный вес вырос до 71 т. Крейсерская скорость достигла отметки 500 км/ч, дальность — 10 тыс. км. В туристском варианте «супер-стар» перевозил 94 пассажира...

Но век межконтинентальных поршневых авиалайнеров уже миновал. В пору, когда специалисты «омолаживали» ветеранов, их коллеги по КБ создавали пассажирские самолеты нового реактивного поколения...

Пассажирский самолет Виккерс Армстронг 630 «Вайкаунт» (Англия, 1948)

86. Пассажирский самолет Виккерс Армстронг 630 «Вайкаунт» (Англия, 1948). Двигатели — 4 х ТВД Роллс-Ройс «Дарт», по 1000 л.с. Длина — 24,93 м. Размах крыла — 28,50 м. Площадь крыла — 89,30 м2. Взлетный вес 24000 кг. Скорость максимальная — 442 км/ч. Потолок практический 8700 м. Дальность максимальная — 2500 км. Число пассажиров — 32. Изображен вариант «Вайкаунт» 700В (1950). Двигатели по 1600 л.с. Скорость — 534 км/ч. Первый гражданский самолет, спроектированный специально под турбовинтовую силовую установку.


Вернуться в АВИА МУЗЕЙ ЖУРНАЛА "ТЕХНИКА-МОЛОДЁЖИ"

Вернуться в В АВИАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК

Вернуться в КАРТУ САЙТА

Домашние животные




Хостинг от uCoz