НАШ АВИА-МУЗЕЙ

Авиамузей журнала
"Техника-Молодёжи"
1975-1977 гг.

Техника-молодёжи, 1975-77 гг.


30. АВИАПОДДЕРЖКА ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЕВ --- (ТМ №8, 1977 г.)

Самолет Ан-2 (СССР, 1947)

Самолет Ан-2 (СССР, 1947). Двигатели — 1 х АШ-62ИР, 1000 л.с. Длина — 12,74 м. Размах верхнего крыла — 18,18 м. Площадь крыльев— 71,40 м2. Взлетный вес — 5500 кг. Скорость максимальная — 268 км/ч. Дальность максимальная — 1200 км.


Это теперь, когда над сельскохозяйственными полями чуть ли не в любое время года висят самолеты, борьба с врагами урожая, вредителями всяких мастей носит, так сказать, превентивный, предупредительный характер. В начале же 20-х годов, на заре народнохозяйственной авиации, к летательным аппаратам прибегали как к боевому средству, ибо не было у земледельцев ничего, что могло бы спасти урожай от туч саранчи или армий долгоносика...

В первых же экспериментах по авиационной поддержке «антисаранчовых» отрядов, проведенных в нашей стране в 1924 году под Москвой, выяснилось: легкий одномоторный самолет устаревшего военного типа заменяет 80 конных, 160—230 вьючных или 1600 ранцевых опрыскивателей. Но даже такая арифметика не передает преимуществ авиации, способной не только обработать химикатами огромное пространство, но и, главное, сделать это быстро.

Выяснилось, что, проходя с большой скоростью через узкий раструб распылителя, порошок наэлектризовывался. Положительно заряженные частицы отталкивались друг от друга, размельчались более крупные образования. И без того тонкий порошок становился еще тоньше. Подлетев к отрицательно заряженному растению, легчайшая частица притягивалась к нему и прилипала.

В результате при воздушном опылении затрачивалось на 40—50% химикатов меньше, чем при обработке конными распылителями. Первые авиационные распылители, конструкция которых мало изменилась в последующие годы, выглядели так. В герметически закрытый загрузочный ящик насыпали яд, удобрение. Ящик переходил в плоскую воронку, а та — в собственно распылитель, плоскую воронку, расширяющуюся в горизонтальной плоскости. Сопло обращено, естественно, назад, против полета. Спереди набегал воздушный поток и действовал как в пульверизаторе — захватывал из вертикальной воронки порошок и выбрасывал его через щель в распылителе. В загрузочном ящике с помощью вентилятора, приводимого опять же забортным потоком, создавалось избыточное давление до 4 атм, из-за чего порошок равномерно и надежно подавался в воронку. В 1924 году после успешных опытов под Москвой общество «Добролет» совместно с Наркомземом и Авиахимом провело на Северном Кавказе, в прикумских степях, «антисаранчовую» кампанию.

Самолет PZL-106 «Крук» (ПНР, 1973)

87. Самолет PZL-106 «Крук» (ПНР, 1973). Двигатель 1 х «Лайкоминг», 400 л.с. Длина — 8,4 м. Размах крыла — 13,0 м. Площадь крыла — 29,5 м2. Взлетный вес — 2250 кг. Вес пустого — 1050 кг. Приведены данные прототипа. Серийные машины — с польским двигателем.


В те же годы за рубежом состоялись первые опыты борьбы с другими вредителями. Больше того, самолет выступил не только в роли спасителя растений, но и их «сеятеля». В 1923 году близ Гонолулу местным плантаторам понадобилось покрыть растительностью крутые изрезанные склоны водоема для полива свекловичных угодий в долине. Когда все попытки засеять горы ручным способом не увенчались успехом, пригласили авиаторов. Дело вышло: семена фигового дерева, разбросанные с самолетов, прекрасно прижились.

«Проведенные опыты по травосеянию с воздуха, а также успешное применение самолетов для распыления с воздуха ядовитого порошка, — замечают авторы советского «Воздушного справочника» за 1927 год, — не могут не наводить на мысль о применении летательных машин для целей удобрений почвы с воздуха суперфосфатными препаратами. Подобные опыты еще нигде не были произведены, но не исключена возможность и такого применения воздушного флота в сельскохозяйственном деле». Стоит ли говорить, что прогнозы специалистов полностью сбылись.

В начале 70-х годов парк аграрной авиации мира состоял примерно из 18 тыс. машин — чаще всего вариантов легких учебных, административных или многоцелевых самолетов. Грузоподъемность — 300-900 кг. В нашей стране в течение долгих лет роль воздушного земледельца играл знаменитый поликарповский биплан По-2 (У-2). В конце 40-х — начале 50-х он передал эстафету Ан-2, созданному конструкторским бюро О. Антонова.

Ныне наряду с многоцелевыми машинами в аграрной авиации служат и специальные самолеты, в полной мере удовлетворяющие суровым требованиям к аппаратам авиаподдержки сельского хозяйства. Ведь работают они в чрезвычайно тяжелых условиях: частые взлеты и посадки, базирование на полевых аэродромах в отнюдь не тепличной обстановке, полеты на очень малых высотах (за рубежом — на высоте 1—2 м, в нашей стране — 5—10 м), развороты с креном до 60° в непосредственной близости от земли. Специальный агросамолет прост по конструкции, хорошо защищен от коррозии, постоянно подстерегающей машину из-за атмосферных осадков и воздействия химикатов, располагает мощной взлетно-посадочной механизацией. Важная особенность таких машин — хороший обзор из пилотской кабины и комфорт для летчика — ведь работа требует от пилота немалого физического и морального напряжения.

Чаще всего самолеты снабжены трехколесным, с носовой стойкой, шасси — это «работает» на хороший обзор. Кабина заметно возвышается над фюзеляжем — хорошая аэродинамика не слишком заботит создателей тихоходных самолетов с порой диковинными очертаниями.

Самолет Трансавиа PL-12 «Эртрак» (Австралия, 1965)

88. Самолет Трансавиа PL-12 «Эртрак» (Австралия, 1965). Двигатель 1 х «Континенталь» J0-520-D, 300 л.с. Длина — 6,40 м. Размах крыла — 12,15 м. Площадь крыла — 23,80 м2. Взлетный вес — 1850 кг. Скорость максимальная — 215 км/ч. Дальность максимальная — 610 км.


Чтобы ничто не мешало химикатам на их пути к земле, хвостовое оперение машин располагают часто не на хвостовой части фюзеляжа, а на балках, отходящих прямо от короткого бочкообразного фюзеляжа. Таков, например, австралийский самолет PZ-7. Этими же соображениями объясняется компоновка «Эртрака», изображенного на рисунке 88.

Живуч в сельскохозяйственной авиации биплан. Типичный представитель этого семейства — работяга Ан-2, основная машина советской «агроавиации». Бипланом, точнее полуторапланом, стал и новейший самолет такого назначения, созданный совместно советскими и польскими специалистами, M-15. Большая скорость машине ни к чему, зато важна хорошая маневренность, быстрый взлет и посадка, простота обслуживания. Необычна силовая установка М-15: она состоит из двухконтурного турбореактивного двигателя с хорошими весовыми и экономическими данными.

Сконструировать простую и экономичную машину — это далеко не все, что нужно теперь специалистам по воздушной обработке полей. На повестке дня — создание целых навигационных систем, комплексов управления армиями «агросамолетов». Цель — свести к минимуму холостые пролеты, перемещение с одного поля на другое, уменьшить потери химикатов из-за неточной наводки экипажей на нужные поля с подчас сложными очертаниями.

Самолет WSK «Мелец» М-15 (СССР, ПНР, 1976)

89. Самолет WSK «Мелец» М-15 (СССР, ПНР, 1976). Двигатель — 1 х АН-25, тяга 1500 кг. Длина — 12,72 м. Размах верхнего крыла — 21,76 м. Площадь крыльев — 67,20 м2. Взлетный вес — 5650 кг. Скорость максимальная — 200 км/ч. Дальность максимальная — 600 км.


Вернуться в АВИА МУЗЕЙ ЖУРНАЛА "ТЕХНИКА-МОЛОДЁЖИ"

Вернуться в В АВИАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК

Вернуться в КАРТУ САЙТА






Хостинг от uCoz