НАШ АВИА-МУЗЕЙ

Авиамузей журнала
"Техника-Молодёжи"
1975-1977 гг.

Техника-молодёжи, 1975-77 гг.


32. ВОЗДУШНЫЕ ГИГАНТЫ --- (ТМ №10, 1977 г.)

Транспортный самолет Ан-22 — «Антей» (СССР, 1965)

Транспортный самолет Ан-22 — «Антей» (СССР, 1965). Двигатели 4 х ТВД НК-12МВ, по 15 тыс. л.с. Длина — 55,5 м. Размах крыла — 64,4 м. Площадь крыла — 345 м2. Вес взлетный — 227 тыс. кг. Вес пустого — 114 тыс. кг. Скорость максимальная — 740 км/ч. Дальность максимальная — до 10 тыс. км. Грузоподъемность — 80 т (при дальности полета 5 тыс. км).


В конце 40-х годов на одном из аэродромов, где испытывали технику воздушно-десантных войск, покачиваясь от тяжеленной ноши, стартовал бомбардировщик-ветеран Ту-2. Необычная боевая нагрузка располагалась не как всегда в бомбоотсеке, а снаружи, между высокими стойками мощного шасси. Ту-2 — грузовоз поднял в воздух... 85-мм пушку, которая вовсе не казалась хлопушкой рядом с двухмоторным боевым самолетом.

Пройдя над самыми верхушками деревьев, машина осторожненько, «блинчиком» сделала круг и благополучно приземлилась. Этим полетом завершилась целая серия испытаний, в которых устаревший бомбардировщик таскал установленные на парашютных подвесках мотоцикл с коляской, миномет, орудия разных калибров, автомобиль ГАЗ-67.

После экспериментов с большегрузными и объемистыми ношами стало окончательно ясно: мобильность войск, быстрая переброска к театрам боевых действий личного состава, артиллерии, автомобилей, танков невозможна без тяжелых транспортных самолетов с вместительными грузовыми кабинами.

Военно-транспортный самолет Локхид С-54 «Гэлакси» (США, 1970)

93. Военно-транспортный самолет Локхид С-54 «Гэлакси» (США, 1970). Двигатели — 4 х ДТРД «Дженерал электрик» TF39 — GE-1, с тягой по 18614 кг. Длина — 75,54 м. Размах крыла — 67,88 м. Площадь крыла — 576,00 м2. Вес взлетный — 322960 кг. Скорость максимальная — 919 км/ч. Дальность максимальная — 10140 км (с нагрузкой 51074). Потолок практический — 10 тыс. 360 м.


Основные транспортные машины тех лет — Ли-2, Ил-12, Ил-14 — не подходили для этой роли. Им не хватало грузоподъемности и объема кабин.

В самолетах, способных принимать на борт большие, неделимые грузы, нуждалась не только армия.

В Сибири, на Севере, в полярных районах немало мест, куда технику не доставишь иначе как по воздуху...

В 1955 году в испытательный полет стартовал самолет с фюзеляжем непривычных очертаний — угловатым, почти квадратным в сечении. Руля по аэродрому, машина почти стлалась по земле «брюхом»: стоек шасси в их привычном виде не было. Казалось, колеса торчали прямо из обтекателей в нижней части фюзеляжа.

Приземлившись, машина выпустила из себя через огромный люк в хвосте несколько автомобилей. Ан-8 — так назывался первый из целого семейства турбовинтовых транспортных и пассажирских «китов» О. Антонова — мог бы вместить в себя даже четырехосный железнодорожный вагон.

Спустя два года в воздух поднялся следующий «транспортник» — Ан-12, сохранивший схему предшественника, но более мощный, с четырьмя ТВД. Как и Ан-8, новая машина принимала и выпускала грузы через люк в задней части фюзеляжа. Ан-12 стал основным грузовым самолетом Аэрофлота, поступил на службу в воздушно-десантные войска.

Турбовинтовые Аны уступали своим современникам — турбореактивным Ту-104, Ту-124, Ту-110 — по скорости полета, но превосходили их в неприхотливости к аэродромным условиям. «Транспортник» — специфический самолет, который должен садиться и взлетать там, где и в помине нет длинных, ровнехоньких бетонок. Такой машине надлежит обходиться обыкновенной травяной площадкой, укатанной снежной равниной. Если размеры аэродрома невелики, самолету нужно энергично тормозить при пробеге. Для этой цели очень подходят воздушные винты — их устанавливают после приземления на реверс так, чтобы создать обратную тягу.

Как правило, грузовые и транспортные самолеты построены по высокопланной схеме. Стойки шасси, которые обычно убирают в крыло или в мотогондолы, прячут в фюзеляж. Так удобнее: на высокоплане двигатели находятся далеко от земли, и винтам есть «где развернуться», фюзеляж опускается, в него легко въезжают на самодвижущейся технике.

Транспортный самолет Ил-76 (СССР, 1971)

94. Транспортный самолет Ил-76 (СССР, 1971). Двигатели — 4 х ДТРД, Д-30КП с тягой по 12 тыс. кг. Длина — 49,60 м. Размах крыла — 50,50 м. Взлетный вес — 157 тыс. кг. Полезная нагрузка — 40 тыс. кг. Скорость максимальная — 950 км/ч. Дальность с максимальной нагрузкой — 5 тыс. Потолок практический — 13 тыс. м.


В 1965 году КБ Олега Константиновича Антонова создало самолет, ставший абсолютным рекордсменом по грузоподъемности Ан-22 — «Антей». При полетном весе в 250 т гигант с полезной нагрузкой в 80 т мог преодолеть расстояние 5 тыс. км. С 45 т на борту Ан-2 покрывал 11 тыс. км.

Для разбега «Антею» требовалось всего 1100 м. Приземлившись, машина останавливалась, пробежав только 800 м. В огромное «чрево» самолета вкатываются несколько полноразмерных автобусов. Вмещает кабина и экскаваторы, стальные трубы для нефтепроводов, другие тяжелые и объемные грузы.

С «Антея» окончательно разошлись пути пассажирских лайнеров и транспортных машин. Если раньше один и тот же самолет (например, Ан-10, гражданский вариант транспортного Ан-12) мог выступать в двух ролях, то теперь предпочитают создавать специализированные машины.

Одна из причин — специфика ноши пассажирского и чисто транспортного самолета. В лайнере место каждого пассажира и багажа строго установлено. Если машина недогружена, людей размещают в нужном для оптимальной центровки порядке.

Иное дело — воздушный «грузовик». Сегодня он везет автомобили, завтра — множество мелких предметов, трубы. Не всегда грузы можно разместить так, чтобы центр тяжести машины не слишком удалялся от условной точки приложения подъемной силы крыла.

Выходит, самолет должен быть более терпеливым к центровке, чем пассажирский. И чтобы компенсировать разбалансировку в полете, устранить тенденцию машины задирать или спускать нос, хвостовое горизонтальное оперение делают больших размеров.

Еще одна особенность чисто транспортных самолетов — мощный пол грузовой кабины, который неразрывно связан с силовой основой фюзеляжа. Если переделывать транспортник в лайнере, не обойтись без радикальных изменений в конструкции всего самолета.

Ныне ведущие авиационные державы располагают тяжелыми транспортными машинами с двухконтурными турбореактивными двигателями. Схема — высокоплан, с «движками», расположенными под крылом, на пилонах. Таковы советский Ил-76 и американский «Локхид» С-5А «Гэлакси»...

В отличие от дальних самолетов, способных покрыть многие тысячи километров и сесть на пусть не бетонную, но все-таки подготовленную полосу, небольшим транспортным машинам приходится рассчитывать лишь на небольшие, не слишком укатанные площадки. Интересное решение проблемы короткого взлета и посадки предложили французские конструкторы. Фирма «Бреге» построила и испытала самолет с очень мощной механизацией крыла, взаимодействующей с потоком от четырех винтов ТВД. Пропеллеры обдувают практически всю поверхность крыла, а многозвенные закрылки, выходя один из другого, заставляют поток отклоняться почти на 90°, направляют его вниз, к земле. Стартует «Бреге-941», пробежав не более 100 м. В этом направлении, вероятно, и будут развиваться транспортные самолеты малой и средней грузоподъемности.

Транспортный самолет с укороченным взлетом и посадкой «Бреге-941» (Франция, 1958)

95. Транспортный самолет с укороченным взлетом и посадкой «Бреге-941» (Франция, 1958). Двигатели — 4 х ТВД «Турбомека» «Тюрмо» 3D по 1250 л.с. Длина — 17,85 м. Размах крыла — 18,00 м. Вес взлетный — 26500 кг. Скорость крейсерская — 425 км/ч. Дальность максимальная — 5 тыс. км. Длина разбега — 60 м. Длина пробега — 35 м. Приведены данные и изображение серийного самолета «Бреге-941» (1967).


Вернуться в АВИА МУЗЕЙ ЖУРНАЛА "ТЕХНИКА-МОЛОДЁЖИ"

Вернуться в В АВИАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК

Вернуться в КАРТУ САЙТА






Хостинг от uCoz