НАШ АВИА-МУЗЕЙ

Авиамузей журнала
"Техника-Молодёжи"
1975-1977 гг.

Техника-молодёжи, 1975-77 гг.


3. "МАЛЕНЬКИЙ СВИРЕПЫЙ ЗВЕРЬ" --- (ТМ №5, 1975 г.)

«Альбатрос D-Va» (Германия, 1917)

«Альбатрос D-Va» (Германия, 1917). Двигатель «мерседес», 170/185 л.с. Полетный вес — 937 кг. Размах — 9,05 м. Длина — 7,33 м. Скорость — 187 км/ч. Вооружение — 2 пулемета, кал. 7,62 мм.


1914 год аэроплан встретил отнюдь не в состоянии полной боевой готовности. Пытаясь превратить свои невооруженные самолеты в истребители аэропланов врага, самые отчаянные и умелые пилоты прибегали к тарану. 8 сентября 1914 года знаменитый изобретатель «мертвой петли» русский летчик Петр Нестеров уничтожил таранным ударом самолет противника. Монопланы и бипланы, сконструированные в лучших традициях предвоенной спортивной авиации, были иногда вооружены обыкновенными пехотными пулеметами, огонь которых, как правило, не достигал цели. Чаще всего огневую мощь самолета составлял личный офицерский револьвер пилота. Встретившись в небе, соперники обменивались беспорядочной пальбой и угрожающей жестикуляцией. И только весной 1915 года открылся счет действительно сбитым самолетам: французские монопланы «моран» стали уничтожать почти невооруженные самолеты врага. Однако вскоре немцам достался целехонький «моран», совершивший вынужденную посадку на территории противника. Его пилотом был сам автор замечательного оружия — жестко закрепленного на аэроплане пулемета, стрелявшего сквозь диск пропеллера — французский летчик и изобретатель Гарро. Лопасти винта «морана» были снабжены металлическими накладками-отсекателями — от них рикошетировало 7% выпущенных пуль. Через полгода немцы выпустили «фоккеры» с одним, а позднее с двумя и даже тремя пулеметами, синхронизированными с вращением винта.

Так появился самолет-истребитель — боевая машина, предназначенная для борьбы с авиацией противника. О том, какое значение сразу после своего рождения приобрело новое оружие, ярче всего свидетельствует статистика: из 12250 английских, французских, немецких и австрийских самолетов, сбитых в годы первой мировой войны, 9900 уничтожено истребителями. Остальные приходятся на долю зенитной артиллерии.

«Сопвич-кемел» был маленький свирепый зверь», — писали английские газеты тех времен — меткая характеристика, подходящая к любому представителю этого семейства боевых самолетов.

«Ньюпор XVII» (Франция, 1916)

7. «Ньюпор XVII» (Франция, 1916). Двигатель «рон», ротативный, 110 л.с. Полетный вес — 565 кг. Размах — 8,22 м. Длина — 5,74 м. Скорость — 177 км/ч. Вооружение — 1 пулемет, кал. 7,62 мм. Самолет изображен с опознавательными знаками русской авиации.


Превращение типичного для начала войны двухместного военного самолета (пилот и летчик-наблюдатель) в настоящий маневренный истребитель началось с облегчения и уменьшения машины — она стала одноместной. «Скауты» — так назывались тогда такие машины — ведут свою историю от скоростных гоночных самолетов «депердюссен» и «ньюпор».

В 1915 году появился «Ньюпор XI», созданный специально для борьбы с аэропланами противника. Он в полной мере оправдывал название, данное немцами машинам такого рода, — «ягдфлюгцойг» («самолет-охотник»).

Начав войну монопланом, «ньюпор» превратился теперь в биплан. Жесткая коробка, образуемая двумя крыльями, позволяла ему проделывать фигуры высшего пилотажа без риска развалиться на куски. Отличная маневренность, считавшаяся обязательной для «скаута», требовала большой площади несущих поверхностей. Крыло моноплана в этом случае очень бы разрослось в длину и ширину и не смогло бы выдержать резких маневров истребителя. Верткий «ньюпор» с легкостью занимал удобную позицию для расстрела неповоротливого моноплана «Фоккер Е-1».

Превосходство французских истребителей стало еще более очевидным с появлением знаменитого «Спада VII» и «Спада VIII» конструкции Бешеро. Прообразом машин был довоенный гоночный «депердюссен». Правда, подчиняясь требованиям времени, Бешеро сделал новые машины бипланами.

Оснащенный 150-сильным двигателем «испано-сюиза», «Спад VII» развивал скорость около 180 км/ч и оказался самым быстрым из всех тогдашних военных самолетов. Вооружение биплана состояло из одного синхронного пулемета с большим запасом патронов — 500 штук. Именно на «Спаде VII» летали знаменитые асы первой мировой войны — Фонк (75 побед), Гинеме (53), Нунжессер (43).

От полного уничтожения немецкую авиацию спасли «альбатросы» — серия бипланов и полуторапланов с меньшей, чем у «Спада VII», нагрузкой на крыло. Немецкие аэропланы превосходили французские по скороподъемности и потолку.

В 1916 году английская фирма Сопвич выпускает очень легкий (580 кг) истребитель-биплан «Пап» с необычно малой нагрузкой на несущие поверхности (25 кг/м2). И хотя самолет уступал по скорости «спадам» и «альбатросам», отличная маневренность делала его достойным конкурентом немецких машин.

«Спад VIII» (Франция, 1916)

8. «Спад VIII» (Франция, 1916). Двигатель «испано-сюиза», 150 л.с. Размах — 8,20 м. Длина — 6,30 м. Скорость — 180 км/ч. Вооружение — 2 пулемета, кал. 7,62 мм.


Дальнейшее развитие истребителя идет по двум направлениям: облегчение самолетов и уменьшение удельной нагрузки с помощью третьего крыла. В том же 1916 году появляется «Сопвич-триплан», оснащенный тремя крыльями одинаковой длины, а в 1917-м, продолжая семейство легких машин, — «Сопвич-кемел». Этот максимально облегченный истребитель (600 кг) предназначался для отражения налетов «цеппелинов» и немецких тяжелых бомбардировщиков и был вооружен двумя синхронными и одним зенитным пулеметами: он располагался над верхним крылом и держал под прицелом всю верхнюю полусферу.

Немцы проявили большую оперативность и мгновенно отвечали на новинки противника постройкой улучшенных машин. При этом они перенимали у машин врага наиболее важные усовершенствования. Так случилось и с трипланом — в 1918 году фирма «Фоккер» выпустила трехкрылый истребитель «Фоккер Dr-I»... На этой машине летал и был сбит самый удачливый из всех асов первой мировой войны барон фон Рихтгофен, прозванный «красным бароном» из-за окраски его «фоккера». На счету Рихтгофена 80 официальных побед (подтвержденных тремя и более очевидцами).

Все же трипланы не привились в истребительной авиации — оптимальной машиной для маневренного воздушного боя тех времен оказался биплан. И вообще, несмотря на обилие типов истребительной авиации первой мировой войны, атакующий самолет «скаут» мало изменился к концу боев. Неизменным осталось даже число нервюр в крыле. Летные и боевые данные улучшались главным образом за счет мощности мотора, использования основ аэродинамики и увеличения мощи оружия. Казалось, что невозможно больше усовершенствовать истребитель, перекомпоновать его: машина как бы «лепилась» вокруг пилота, и этот самый консервативный «элемент» самолета диктовал сложившуюся конструкцию одноместной машины.

«Сопвич-триплан» (Англия, 1917)

9. «Сопвич-триплан» (Англия, 1917). Двигатель «клерже», 130 л.с. Полетный вес — 699 кг. Размах — 8,08 м. Длина — 5,74 м. Скорость — 182 км/ч. Вооружение — 1 пулемет, кал. 7,62 мм. На некоторых машинах устанавливали один зенитный пулемет над верхним крылом.


Вернуться в АВИА МУЗЕЙ ЖУРНАЛА "ТЕХНИКА-МОЛОДЁЖИ"

Вернуться в В АВИАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК

Вернуться в КАРТУ САЙТА

Пицца грибная.

Босния И Герцеговина





Хостинг от uCoz