НАШ АВИА-МУЗЕЙ |
Авиамузей журнала |
|
4. ВОЗДУШНЫЙ "ДРЕДНОУТ"
--- (ТМ №6, 1975 г.)
«Хендли-Пейдж 0/400» (Англия, 1917). Экипаж — 3 чел. Двигатели — 2 х «Роллс-Ройс Игл VII» по 275 л.с. Взлетный вес — 6375 кг. Размах — 30,50 м. Длина — 18,90 м. Площадь крыльев — 153 м2. Полезная нагрузка — 2525 кг. Максимальная спорость — 155 км/ч. Вооружение — 2 спаренных пулемета, 820 кг бомб.
Перемирие положило конец этой мистификации, с помощью которой французы намеревались провести пилотов германской авиации, спасти Париж от систематических налетов бомбовозов.
Как ни юна была боевая авиация, она уже стала грозной силой; ее опасались не только пехота и кавалерия, но и целые города. И чтобы превратиться в невиданное доселе средство для переброски взрывчатых снарядов на сотни километров от линии фронта, аэропланам пришлось стать большими и многомоторными. Родоначальником таких самолетов был «Русский витязь» Игоря Ивановича Сикорского...
Большие многоместные аэропланы пытались строить многие конструкторы. Мешало предубеждение, подкрепленное выкладками маститых ученых, предостережениями практиков. Например, английский ученый Ланчестер опубликовал аэродинамическое исследование, в котором доказывал: самолеты уже достигли предельных размеров, дальнейший рост приведет к неспособности машин летать.
Самый большой аэроплан тех лет весил тонну. «Витязь» был в 4 раза тяжелее. Что такое эффект масштаба, Сикорский прекрасно знал на собственном опыте. Его модели вертолетов отлично летали, а геликоптер в натуральную величину так и не оторвался от земли. «Большую роль сыграла интуиция, — вспоминал спустя 60 лет Сикорский. — Я сделал крылья «Витязя» с очень большим размахом».
При одинаковой подъемной силе длинное крыло обладает куда меньшим аэродинамическим сопротивлением, чем короткое. Вспомните распластанные крылья планеров или знаменитого АНТ-25, на котором чкаловский экипаж совершил перелет через Северный полюс. Во времена Сикорского об этом не знали. Не задумываясь об аэродинамических премудростях, Сантос-Дюмон лихо летал на своей кургузой, короткокрылой «Демуазель». Русский конструктор задумал превратить малокомфортабельный аэроплан в машину с закрытой просторной кабиной.
13 мая 1913 года с полным пренебрежением к суевериям Сикорский поднял в воздух гигантский четырехмоторный аэроплан. В первом же полете Сикорский доказал скептикам несостоятельность их опасений: аэроплан отлично летал и на трех двигателях. Сказалась дальновидность конструктора, оснастившего машину длинной хвостовой балкой фюзеляжа и четырьмя огромными килями. «Русский витязь» совершил 53 удачных попета, установив в одном из них мировой рекорд продолжительности — 1 ч. 54 м. Беда подстерегла его... на земле.
10. «Илья Муромец», серия В (Россия, 1914). Экипаж — 4 чел. Двигатели — «Аргус» (2 x 140 л.с. и 2 x 125 л.с). Полетный вес — 4400 кг. Размах — 29,8 м (верхнее крыло), 21,0 м (нижнее). Длина — 17,10 м. Площадь крыльев — 125 м2. Полная нагрузка — 1500 кг. Максимальная скорость — 120 км/ч. Вооружение — 3 пулемета, 500 кг бомб.
В годы гражданской войны самолеты «Илья Муромец» широко использовались в авиационных отрядах Красной Армии в боях против белых.
В 1922 году В. И. Ленин был зачислен почетным краснофлотцем эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец».
В тот день, когда Сикорский готовил машину к очередному полету, в воздух поднялся известный летчик, мастер пилотажа Габер-Влынский. За несколько секунд до посадки двигатель его самолета оторвался (в те времена случалось и такое!) и угодил прямо в «Витязя». Сикорский не стал возиться с сильно поврежденным самолетом и принялся строить новый, давно им задуманный. Этому аппарату — «Илье Муромцу» — и предстояло в боевых условиях реализовать достоинства тяжелых многомоторных машин, начавшихся с «Русского витязя».
Поначалу эскадра проводила разведывательные операции, а затем машины, оснащенные новыми прицелами, бомбодержателями и бомбосбрасывателями, превратились в тяжелые бомбардировщики с весьма высокими летно-тактическими данными. Эскадра стала первым в мире соединением боевых самолетов такого рода.
Став бомбовозом, «Илья Муромец» ощетинился целой батареей пулеметных установок. Оборонительное вооружение имело сферический обстрел. Экипаж и бензиновые баки самолета были защищены броней. В сочетании с круговым действием вооружения броневая защита сделала машину весьма трудной целью для истребителей и зениток противника. Случалось, «Муромец» выступал в роли штурмовика и сам подавлял зенитные батареи.
Основу германской тяжелой авиации составили сравнительно небольшие двухмоторные бомбардировщики «Гота».
Рожденная первой мировой войной тяжелая бомбардировочная авиация не успела в полной мере продемонстрировать свою мощь: истребительная авиация, зенитная артиллерия и искусная маскировка очень затрудняли налеты бомбовозов на крупные объекты.
Тем не менее «бомбовозы» заставили стратегов считаться с новым грозным оружием, которое уже тогда обещало стать вездесущим средством нападения.
11. «Гота G-IV» (Германия, 1916). Экипаж — 3 чел. Двигатели — 2 х «Даймлер Мерседес D-IVa» по 260 л.с. Взлетный вес — 3635 кг. Размах — 23,71 м (верхнее крыло), 21,90 м (нижнее). Длина — 12,36 м. Площадь крыльев — 89,5 м2. Полезная нагрузка — 734 кг. Максимальная скорость — 135 км/ч. Максимальная дальность — 700 км. Вооружение — 3 пулеметные установки, 300 кг бомб.
Вернуться в
АВИА МУЗЕЙ ЖУРНАЛА "ТЕХНИКА-МОЛОДЁЖИ"Вернуться в
В АВИАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИКВернуться в
КАРТУ САЙТА Блины с грибными начинками. Ватикан