НАШ АВИА-МУЗЕЙ

Авиамузей журнала
"Техника-Молодёжи"
1975-1977 гг.

Техника-молодёжи, 1975-77 гг.


11. МЕТАМОРФОЗЫ ИСТРЕБИТЕЛЯ --- (ТМ №1, 1976 г.)

И-153 БС «Чайка» (СССР, 1939)

И-153 БС «Чайка» (СССР, 1939). Двигатель — М-62, 800 л.с. Длина — 6,175 м. Размах — 10,0 м. Площадь крыльев — 22,14 м2. Вес пустого — 1348 кг. Полетный вес — 18,59 кг. Скорость максимальная (на высоте 3000 м) — 444 км/ч. Практический потолок — 11000 м. Вооружение — 4 синхронных пулемета БС кал. 12,7 мм.


Итак, вступив в первую мировую войну монопланом, самолет-истребитель закончил боевые действия двукрылой и даже трехкрылой машиной. Все остальные элементы конструкции «скаута» почти не изменились: самолет «лепили» вокруг пилота. Это и определяло сложившуюся компоновку легкого одноместного истребителя (см. «ТМ» № 5 за 1975 год). Лишь к самому концу войны, в 1918 году, фирме «Юнкерс» удалось выпустить небольшую серию цельнометаллических истребителей D1 со свободнонесущим крылом, без расчалок и подкосов. Но как ни прогрессивен был переход к «крылатому металлу» — дюралю, — у новых монопланов не оказалось сколько-нибудь значительных преимуществ перед традиционными фанерно-полотняными бипланами. «Юнкерсы» изготовляли, в сущности, так же, как и неметаллические машины.

Абсолютным монополистом после первой мировой войны оказался все же истребитель-биплан. От этих машин, как и прежде, требовались достаточно высокие горизонтальная и вертикальная скорости и в особенности маневренность — способность развернуться на «пятачке». Правда, расчалки, связывавшие верхнее и нижнее крыло, уступили место жестким стойкам: бипланная коробка могла теперь выдержать большие нагрузки. Устранив паутину тросов, конструкторы мало заботились об аэродинамической чистоте самолета. Быстроходность машин росла в основном за счет мощности двигателей. А так как это неизменно утяжеляло истребитель, приходилось увеличивать и площадь крыльев: ведь маневренность обратно пропорциональна удельной нагрузке на несущие поверхности.

Конструкторам пришлось бороться и со «слепотой» самолетов, делать вырезы в задних кромках крыльев, изгибать верхнюю плоскость наподобие крыла чайки, а то и вовсе поднимать верхнее крыло над фюзеляжем и убирать нижнее (схема «парасоль»). Чаще всего прибегали к схеме полутораплана — верхнюю плоскость поднимали над корпусом, нижнюю уменьшали в размерах так, чтобы она не мешала пилоту глядеть «под себя». Полуторапланами были, например, советские истребители И-4 (АНТ-5) и И-5, созданные в 1928 и 1930 годах конструкторскими бригадами П. Сухого и Н. Поликарпова, и английский «бристоль-бульдог», выпущенный в 1928 году.

«Юнкерс» DI (Германия, 1918)

30. «Юнкерс» DI (Германия, 1918). Двигатель BMWa, 125 л.с. Длина — 7,3 м. Размах — 9,0 м. Площадь крыла —14,8 м2. Вес пустого — 654 кг. Полетный вес — 834 кг. Скорость максимальная — 185 км/ч. Вооружение — пулемет кал. 7,62 мм.


Хотя еще в 1924 году французский летчик Бонне на свободнонесущем моноплане установил мировой рекорд скорости в 448 км/ч, о такой быстроходности конструкторы начала 30-х годов могли лишь мечтать. Достижение Бонне продержалось 8 лет и было улучшено лишь в 1932 году американцем Дулиттлом на специальном гоночном самолете «гранвилл-суперспортстер». 6-процентный прирост скорости потребовал увеличить мощность мотора в 1,5 раза.

Делая истребитель с оглядкой на «рекордсменов», авиаконструкторы заходили в тупик. Как только быстроходную опытную машину загружали оборудованием, вооружали, она тяжелела, становилась вялой в наборе высоты и маневре. Вдобавок ко всему двигатели, хотя и «выдавали» куда больше лошадиных сил, чем их предки времен мировой войны, остались такими же прожорливыми. За каждую добавочную силу приходилось платить пропорционально выросшим расходом топлива: удельный расход нисколько не уменьшился. Баки увеличились в размерах, на борт приходилось брать больше горючего и масла. Так называемая военная нагрузка (оружие, боеприпас, прицел, бомбы), несмотря на рост полной нагрузки, даже уменьшилась. Если прежде вес бензина составлял 1/3 полной нагрузки, то теперь его доля поднялась до 50% и выше.

Как ни парадоксально, одноместный истребитель вывели из тупика... пассажирские самолеты начала 30-х годов. В 1931—1932 годах фирма «Локхид» выпустила модель «орион», оснащенную 580-сильным мотором. Убирающееся шасси, зализанные очертания фюзеляжа, особая форма перехода от крыла к корпусу, тщательно закапотированный двигатель, винт переменного шага и, наконец, отделка — вот что позволило сравнительно маломощной пассажирской машине достичь скорости в 360 км/ч. В сущности, здесь перечислены все те ухищрения, к которым прибегали конструкторы 30-х годов, чтобы заставить истребители сначала догнать резвых «транспортников», а затем и обставить их.

«Бристоль-Бульдог» IIа (Англия, 1928)

31. «Бристоль-Бульдог» IIа (Англия, 1928). Двигатель — «Бристоль-Юпитер VIII», 450 л.с. Длина —7.5 м. Размах — 10,3 м. Площадь крыльев — 28.5 м2. Вес пустого — 905 кг. Полетный вес — 1420 кг. Скорость максимальная (на высоте 5000 м) — 282 км/ч. Вооружение — 2 пулемета кал. 7,62 мм.


Воздав должное аэродинамике, специалисты долго не могли решить, какой из двух схем — бипланной или монопланной — принадлежит будущее. Противоборство двух тенденций, как в зеркале, отразилось в творческой биографии выдающегося советского авиаконструктора, «короля истребителей» Н. Поликарпова. Выпустив в 1933 году полутораплан И-15, его КБ создало одновременно и скоростной моноплан И-16 (первый в мире серийный истребитель с убирающимся шасси), ставший впоследствии основным предвоенным истребителем наших ВВС. Годом позже в первый полет поднялся И-15-бис, верхнее крыло которого для улучшения обзора из пилотской кабины было поднято над фюзеляжем. Наконец, в 1938 году проходит испытание полутораплан И-153 «Чайка» — дальнейшее развитие И-15. Машину оснастили более мощным двигателем, системой уборки шасси, батареей сверхскорострельных пулеметов ШКАС.

Вплоть до начала 30-х годов вес вооружения составлял у одноместного истребителя 65—75 кг (2 пулемета с 1000—1200 патронов). К концу десятилетия военная нагрузка дошла до 200—300 кг, 100 кг из них составлял вес брони. Советские авиаконструкторы первыми в мире вооружили серийные истребители пушками.

Двумя пушками ШВАК-20 мм оснащали «Чайку», некоторые модели И-16. Пробовали ставить на «ишачка» даже четыре орудия. Нередко пушечное вооружение сочеталось с пулеметным. И если вес залпа (вес пуль или снарядов, выпущенных бортовым оружием в единицу времени) составлял у «скаута» первой мировой войны около 25 кг/мин, то истребитель конца 40-х годов за минуту извергал 200 кг своего смертоносного груза...

Претерпев коренные изменения, истребитель превратился в грозную машину, способную бороться за господство в воздухе, взять на себя основную тяжесть суровых воздушных боев в небе надвигавшейся второй мировой войны.

И-16, типы 4 и 5 (СССР, 1934)

32. И-16, типы 4 и 5 (СССР, 1934). Двигатель — М-25, 700 л.с. Длина — 5,9 м. Размах — 9,0 м. Площадь крыла — 14,54 м2. Полетный вес 1420/1460 кг. Скорость максимальная (на высоте 3000 м) — 454 км/ч. Практический потолок — 9280/9200 м. Дальность — 820 км.
И-16 типа 4 был впервые оснащен 8-мм бронеспинкой сиденья летчика. И-16 типа 5 в больших количествах применялся в Испании. Вооружение — 2 пулемета ШКАС в центроплане.


Вернуться в АВИА МУЗЕЙ ЖУРНАЛА "ТЕХНИКА-МОЛОДЁЖИ"

Вернуться в В АВИАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК

Вернуться в КАРТУ САЙТА

Грибные отравления, форма 3.

Ирландия





Хостинг от uCoz