НАШ АВИА-МУЗЕЙ

Авиамузей журнала
"Техника-Молодёжи"
1975-1977 гг.

Техника-молодёжи, 1975-77 гг.


13. "ГАДКИЕ УТЯТА" --- (ТМ №3, 1976 г.)

ИС-2 (СССР, 1941)

ИС-2, опытный истребитель с убирающимся в полете крылом (СССР, 1941). Конструкторы В. Шевченко и В. Никитин. Двигатель — М-88Р, 1100 л.с. Площадь верхнего крыла — 13,2 м2. Площадь нижнего крыла — 7,85 м2. Размах: верхнего крыла — 8,60 м, нижнего — 6,72 м. Длина 6,815 м. Скорость максимальная: вариант биплана — 436 км/ч (Н = 6700 м), моноплана — 592 км/ч (Н = 6000 м). Полетный вес — 2351 кг.
Верхнее крыло — свободнонесущее. Нижнее — ломающееся в шарнирах. Колеса шасси убираются в нижнее крыло.


Еще в 1910 году, лишь через год после бурных успехов европейских летателей, нашелся безумец, рискнувший упразднить... сам воздушный винт, человек, которому знаменитый Густав Эйфель сказал: «Вы опередили свою эпоху на тридцать, а то и на все пятьдесят лет!»

24-петний румын Анри Коанда, выставивший на парижском авиасалоне 1910 года этот необычный самолет, рискнул взлететь на нем. И, хотя полет не удался — машина упала, едва перемахнув через заборы,— стало ясно: старина винт, которому суждена была еще добрая долгая служба, рано или поздно уступит место реактивному двигателю.

В сущности, силовая установка самолета была настоящим воздушно-реактивным двигателем. Правда, вместо современной турбины, преобразующей энергию газовой струи во вращательное движение компрессора, на аэроплане Коанда стоял обычный, поршневой, 50-сильный мотор. Он и приводил в действие центробежный компрессор, снабжавший прожорливую камеру сгорания большими массами воздуха...

Талантливый румынский инженер (подробно о нем см. «ТМ» № 1 за 1967 год) замахнулся на пропеллер слишком рано. Воздушный винт еще несколько десятилетий исправно «таскал» самолеты всех видов и назначений, помогал рекордным аппаратам достигать максимальных скоростей, обосновался на вертолетах и автожирах.

Никого не удивишь теперь самолетами без хвостового оперения. Тем не менее нынешние бесхвостки не что иное, как гибриды, воплотившие в себе и идею реактивного движения, и сумасбродную когда-то затею лишить самолет его «естественного» украшения — хвоста. Особую роль в удалении этой также лишней части аэроплана сыграл советский конструктор Борис Иванович Черановский. Его планер БИЧ-2 оказался первым в мире удачно испытанным летающим крылом.

Гпавную задачу — создавать подъемную силу — выполняет на самолете крыло, рассуждали Черановский и другие противники классической схемы аэроплана. Все остальные элементы — фюзеляж, хвостовое оперение, шасси — несут вспомогательные функции, какими бы важными они ни были. Шасси после взлета можно убрать, уменьшить аэродинамическое сопротивление машины и выпускать перед посадкой — без него все-таки не обойдешься. А так ли уж необходимо оперение? Нельзя ли заставить выполнять его функции само крыло? Оказалось, можно.

Самолет А. Коанда (Румыния/Франция, 1910)

36. Самолет А. Коанда (Румыния/Франция, 1910). Двигатель — «клерже», 50 л.с., приводящий в действие компрессор воздушно-реактивного двигателя с тягой 220 кг. Размах — 10,1 м. Длина — 12,7 м. Площадь крыла — 32,0 м2. Взлетный вес — 420 кг.


В 1921 году Черановский предложил проект бесхвостого самолета с толстым крылом, передняя кромка которого имела форму параболы. Фюзеляжа практически не было — он «утонул» в толще крыла. Тремя годами позже над коктебельской горой Узун-Сырт совершил 27 полетов БИЧ-2. Потом в воздух поднялся моторизованный вариант планера — БИЧ-3. Рули высоты, они же элероны, располагались на задней кромке крыла, руль направления — на киле, размещенном в кормовой части середины крыла.

Больше десятка самолетов и планеров — летающих крыльев — построил Черановский. Один из них, БИЧ-11, должен был стать ракетным бесхвостым самолетом. Планер предполагалось оснастить ракетным двигателем ОР-2 Ф. Цандера.

К многообещающей схеме летающего крыла не раз прибегали другие отечественные и зарубежные конструкторы. В 1937 году в Бюро особых конструкций при ЦАГИ под руководством В. Чижевского был построен одноместный спортивный самолет БОК-5. Он показал отличные пилотажные качества. В те же годы была сделана попытка создать бесхвостый бомбардировщик ВС-2 (К-12), «Жар-птица», конструкции К. Калинина. Этот экспериментальный двухмоторный самолет должен был нести бортовое пулеметное вооружение и бомбы. Раскрашенный под жар-птицу, ВС-2 принял участие в Тушинском воздушном параде 1937 года, однако в серийное производство не поступил. Весьма важную, ответственную роль в испытаниях этой необычной боевой машины, замечательного пилотажного самолета БОК-5 и других бесхвосток сыграл летчик-испытатель Петр Михайлович Стефановский.

БИЧ-3 (СССР, 1926)

37. БИЧ-3 (СССР, 1926). Конструктор Б. Черановский. Двигатель — «Блекберн-Томтит», 18 л.с. Размах — 9,5 м. Длина — 3,5 м. Площадь крыла — 20,0 м2. Вес пустого — 140 кг. Полетный вес — 230 кг. Посадочная скорость — 40 км/ч.


В 60-х годах мировую прессу обошло сообщение об удачных полетах... бескрылых летательных аппаратов, использующих аэродинамическую подъемную силу корпуса (см. «ТМ» № 3 за 1968 год). И хотя в прошлом авиации не найти подобных примеров, конструкторы не раз приглядывались как к лишнему элементу и к самому крылу, посягали на святая святых динамического летания. Первым делом они избавились от одного из крыльев биплана — превратили самолет в моноплан. Затем, убедившись, что с одним крылом малой площади можно прекрасно летать, но трудно взлетать и садиться, стали искать золотую середину. Как бы задумавшись над своей дальнейшей судьбой, биплан задержался на полпути и побыл полуторапланом. Но прежде чем бесповоротно превратиться в однокрылую машину, биплан стал героем уникальных экспериментов с так называемыми моно-бипланами. Их авторы — известный летчик-испытатель и инженер Владимир Васильевич Шевченко и авиаконструктор В. Никитин. В 30-х годах Шевченко предложил необычную схему самолета, который взлетает и садится бипланом, а основной полет совершает в обличье моноплана (см. «ТМ» № 6 за 1973 год). Едва оторвавшись от земли, истребитель трансформируется: ломаясь в шарнирах, нижнее крыло подтягивается к верхнему, входит в выемки и превращается в часть единственного крыла. Перед войной КБ главного конструктора Шевченко (начальник КБ — В. Никитин) создало несколько образцов боевых монопланов. Первые же полеты продемонстрировали: столь решительное изменение облика машины не сказывается отрицательно на пилотажных свойствах; уборка нижнего крыла сразу же дает прирост скорости при неизменных оборотах моторов...

Далеко не все «гадкие утята» авиации превратились, подобно аэроплану Коанда, летающим крыльям Черановского, Чижевского и Калинина, моно-бипланам Шевченко, в прекрасных лебедей — реактивные бесхвостки или боевые самолеты с изменяемой геометрией. Но кто знает, не состоится ли когда-нибудь второе рождение некогда безумных идей, которыми так полна история авиации?

БОК-5 (СССР, 1937)

38. БОК-5 (СССР, 1937). Двигатель — М-11, 110 л.с. Размах — 9,86 м. Длина — 4,36 м. Площадь крыла — 23,15 м2. Вес пустого — 596 кг. Полетный вес 764. Скорость максимальная — 174 км/ч. Потолок практический — 4850 м.


Вернуться в АВИА МУЗЕЙ ЖУРНАЛА "ТЕХНИКА-МОЛОДЁЖИ"

Вернуться в В АВИАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК

Вернуться в КАРТУ САЙТА

Испания





Хостинг от uCoz