НАШ АВИА-МУЗЕЙ |
Авиамузей журнала |
|
14. САМЫЕ БЫСТРЫЕ
--- (ТМ №4, 1976 г.)
Гоночный самолет «Гранвилл-Суперспортстер Джи-Би» (США, 1931). Двигатель — 1 х «Пратт-Уитни»,
модель «Вашп», 535 л.с. Площадь крыла — 7,15 м2. длина — 4,60 м, полетный вес — 1110 кг,
скорость максимальная — 435 км/ч.
Были построены следующие модели самолета: Z с двигателем 535, затем 750 л.с., R-1 и R-2 — с
двигателями мощностью 800 и 900 л.с. Для гонки Лондон — Сидней 1935 года предназначалась модель
QED с запасом бензина на 2400 миль. Изображен самолет, на котором летал Д. Дулиттл.
Пожалуй, именно с гоночных самолетов Ньюпора разошлись пути аэроплана для практических целей и специальной рекордной машины. После гибели Эдуарда Ньюпора, который первым оценил аэродинамику как способ облагораживания форм самолета, его дело продолжил молодой инженер Бешеро, главный конструктор фирмы «Депердюссен», а затем фирмы СПАД.
39. Гоночный самолет «депердюссен» (Франция, 1913). Двигатель — 1 х «Гном», 160 л.с., размах крыла — 6,65 м, длина — 6,10, площадь крыла — 9,66 м2, взлетный вес — 450 кг, скорость максимальная — 203,850 км/ч. Изображен самолет, на котором французский летчик Морис Прево победил 29 сентября 1913 года в гонках на приз американского газетного короля Гордона Беннета с результатом 203,850 км/ч.
Вглядитесь в очертания гоночного «депердюссена». Маленькое крыло с высокой нагрузкой на каждый квадратный метр площади предназначено, конечно же, только для прямолинейного полета. Его несущие свойства не слишком высоки — подъемной силы хватает лишь на довольно вялый взлет. Но у крыла малое аэродинамическое сопротивление, отсюда высокая скорость полета и способность машины держаться в воздухе.
Казалось бы, вот она, готовая основа самолета-истребителя для разразившейся вскоре первой мировой войны. Достаточно вооружить «депердюссен» — и можно пускать его в бой! Боевые «спады» конструкции того же Бешера мало чем напоминают его гоночные машины. От «депердюссена» на этих знаменитых самолетах-«жокеях» (см. «ТМ», 1975, № 5) остались только «мелочи» — обтекатели, чистота форм, хорошая отделка. «Спады» были бипланами — воздушный бой требует маневренности и быстроты подъема, которой, увы, не было у куцекрылых монопланов.
«Элитную» непохожесть на трудяг-истребителей сохранили и гоночные самолеты 20—30-х годов. Самый необычный из них — «Гранвилл-Суперспортстер Джи-Би», установивший несколько мировых рекордов скорости для сухопутных машин.
Как ни окрепла к концу 20-х годов авиаиндустрия, ставшая уже полем деятельности не фанатиков-одиночек, а грамотных, образованных специалистов, в авиации могли еще сказать новое слово любители. К этой категории и принадлежали создатели «Джи-Би» — пятеро фермеров, братья Гранвилл. Заводилой, генератором идей был старший — Зантфорд, или, как его называли, Гранни. Гранвиллы построили машину за 6 недель в старом танцевальном павильоне, арендованном под мастерские. Летом 1931 года под пилотированием пилота-«гастролера» Лоуэла Бейли «Джи-Би» победил на американских национальных гонках с результатом около 430 км/ч. Спустя год знаменитый летчик Джимми Дулиттл установил на модели R-1 мировой рекорд скорости в 473 км/ч. При всей своей резвости «Джи-Би» не внушал доверия своим пилотам. У R-1, например, вовсе не было киля — просто руль направления, венчавший хвостовую часть бочкообразного фюзеляжа. На больших углах атаки, при взлете и посадке, крыло «затеняло» оперение: хвост попадал в возмущенный крылом воздушный поток. Немало хлопот доставлял реактивный момент винта, приводимого во вращение 800-сильным двигателем. Сам Дулиттл, публично объявив об отказе участвовать в гонках после полетов на «Джи-Би», сказал: «Я еще не слышал, чтобы кто-нибудь, посвятивший себя этой работе, дожил до старости». «Джи-Би» вполне оправдал эти мрачные прогнозы. На нем погибли Бейли, Боардмен, сам Зантфорд Гранвилл, несколько других асов. Как бы поддерживая свою репутацию, самолет проявил свой норов и в обличье модифицированной машины для гоночного марафона Лондон — Сидней. Лететь на QED — так называется переделанный «Джи-Би» — должна была знаменитая летчица Жаклин Кокран. Из-за многочисленных неполадок самолет долетел лишь до Бухареста, а через несколько лет, купленный мексиканским летчиком Сарабиа, похоронил в своих обломках владельца.
40. Пассажирский самолет «хейнкель» Хе-70 (Германия, 1932). Двигатель — 1 х БМВ-VI, 630 л.с., размах — 14,8 м, длина — 11,5 м, площадь крыла — 36.50 м2, вес пустого — 2300 кг, полетный вес — 3310 кг, количество пассажиров — 5 чел., экипаж — 2 чел., скорость максимальная — 362 км/ч.
Успех во всемирной гонке Лондон — Сидней выпал на долю английской фирмы «Де-Хевиленд». Победа досталась изящной двухмоторной «Комете», конструкция которой легла в основу знаменитых скоростных бомбардировщиков «москито». Продолжая линию скоростных самолетов, предназначенных для практических целей — первой ласточкой был «Орион» фирмы «Локхид» (1932), — удачную машину выпустила в 1932 году германская фирма «Хейнкель». Как и «Орион», Хе-70 отличался превосходной аэродинамикой, позволявшей сравнительно маломощным аппаратам достигать рекордных скоростей.
Далеко не все из выдающихся гоночных самолетов превратились в быстроходные истребители — этому помешало чрезмерное гипертрофирование чисто скоростных элементов машин. Тем не менее стремительные, нередко опасные для пилотов «болиды» сыграли роль разведчиков новых, еще не освоенных возможностей авиации.
41. Гоночный самолет «Де-Хевиленд» DH-88 «Комет» (Англия, 1934). Двигатели — 2 х «Джипси Сикс»,
по 225 л.с., размах — 13.42 м, длина — 8,87 м, площадь крыла — 19,74 м2, вес пустого — 1380 кг,
взлетный вес — 2500 кг, скорость максимальная (у земли) — 375 км/ч, дальность полета — 4100 км.
Кроме марафонской гонки Лондон — Сидней, самолет принял участие в рекордных перелетах из Англии
в Северную Африку и Новую Зеландию.
Вернуться в
АВИА МУЗЕЙ ЖУРНАЛА "ТЕХНИКА-МОЛОДЁЖИ"Вернуться в
В АВИАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИКВернуться в
КАРТУ САЙТА Италия