НАШ АВИА-МУЗЕЙ |
Авиамузей журнала |
|
15. «БЛОХА», ЕЕ ПРЕДКИ И ПОТОМКИ
--- (ТМ №5, 1976 г.)
«Небесная блоха»
«Кажется, ни один самолет со времени братьев Райт и Блерио не возбуждал такого массового интереса, не вызывал такого количества газетных статей и споров, как «блоха», — констатировал в 1936 году советский журнал «Самолет», — и не было также примеров, чтобы невоенный самолет в первый же год своего существования начал строиться в сотнях экземпляров».
«Блохомания», увлечение самодельной конструкцией француза Анри Минье, охватившее и любителей, и специалистов-самолетостроителей, очень быстро перешагнуло границы Франции, хотя и в этой стране только за год энтузиасты построили около сотни простейших машин. Талантливый изобретатель, Минье оказался неплохим предпринимателем: вслед за первыми успешными полетами «блохи» Минье написал и издал брошюру, переведенную затем на многие языки мира. Автор не скупился на превосходные степени — постройка самолета была «по силам каждому, кто может сколотить ящик для посылки». Что же касается пилотирования авиетки, то и в этом Минье ссылался на успешный собственный опыт. Без всякого летного образования, «с нуля» конструктор научился управлять крошечным аэропланом.
42. «Небесная блоха» (Франция, 1934). Конструктор А. Минье. Двигатель — «Обье-Дюн», 18 л.с. Размах: верхнего крыла 5,9 м, нижнего — 3,9 м. Длина — 3,5 м. Площадь крыльев — 10 м2. Вес пустого — 100 кг. Полетный вес — 200 кг. Скорость максимальная — 105 км/ч. Потолок — 1800 м. Приведены данные «оригинала», построенного самим Минье. Самолеты других конструкторов были оснащены более мощными двигателями — «Пуансар», «Клерже», «Форд», «Сальмсон» — от 25 до 40 л.с.
К чести Минье, он действительно создал оригинальную и удачную машину для неподготовленного любителя. С крошечным 17—20-сильным моторчиком самолет весил всего 100 кг и развивал скорость до 105 км/ч. Ножного управления, педалей не было, как не было на крыльях элеронов. Пилот держал в руках одну лишь ручку, связанную с рулем направления и передним крылом.
По схеме «блоха» представляла собой тандем — крылья почти одинакового размаха располагались одно за другим (заднее — чуть ниже переднего), образуя как бы разрезное крыло. Подъемная сила такой несущей поверхности зависит от взаимного расположения носовой и хвостовой частей. По этому принципу устроены, например, закрылки современных самолетов: выдвигаясь из крыла и отклоняясь вниз, они увеличивают кривизну аэродинамического профиля, придают ему лучшие несущие свойства на малых скоростях. На «блохе» изменялся угол установки переднего крыла. Это и вызывало переход машины к пикированию или кабрированию. Большой руль направления служил не только для поворота по курсу, но и для наклона «блохи» вправо и влево, выполнял роль элеронов.
Как ни популярен стал Минье, пионером в области ультралегкой авиации был все-таки не он. Самолетик по схеме тандем построил до него французский конструктор Пейре. Минье усовершенствовал аппарат, сделал его более «демократичным».
Настоящей «блохой» можно считать и «демуазель» пионера авиации Альберто Сантос-Дюмона. Крошечные аэропланы с размаюм крыла около 5,6 м успешно летали под управлением самого конструктора. Сантос-Дюмон, отпрыск богатой бразильской семьи, заказывал «демуазель» в десятках экземпляров. В непогоду или в другие нелетные дни самолетики висели на стенах «ангара». Вознамерившись полетать, авиатор распоряжался снять несколько аппаратов, выбирал подходящий и стартовал. Поломки не прекращали занятия — со стены доставали очередной «демуазель».
Первый бум вокруг сверхлегких самолетов, или, как их называли, авиеток, состоялся в 1923-1925 годах. Увлеклись мини-авиацией любители и всемирно известные предприятия. Авиетка фирмы «Девуатин», весившая в полете 250 кг, с 15-сильным двигателем «Клерже», пересекла в 1923 году Ла-Манш. Отличные результаты показала советская машина «Буревестник» С-4 В. Невдачина (1927). Под пилотированием А. Жукова «Буревестник» установил мировой рекорд высоты для самолетов такого класса — 5500 м. С 18-сильным мотором авиетка взлетала после 30 м разбега, разгонялась до 140 км/ч, «крутила» полный комплекс фигур высшего пилотажа. «Буревестник» принадлежал к аэропланам классической схемы; свободнонесущий низкоплан с нормальным хвостовым оперением. Обычным было и управление. Своей быстроходностью самолет обязан чистоте форм, хорошей отделке.
43. Авиетка «Буревестник» С-3 (СССР, 1926). Конструктор — В. Невдачин. Двигатель — «Харлей», 12 л.с. Размах — 9,8 м. Длина — 5 м. Площадь крыла — 12,5 м2. Вес пустого — 135 кг. Полетный вес — 220 кг. Модель С-4 (1927 год) — дальнейшее развитие С-3. Размах крыла уменьшен до 9 м. Двигатель — «Блекберн-Томтит», 18 л.с. Полетный вес — 230 кг. Скорость максимальная — 140 км/ч. Скорость посадочная — 60 км/ч.
Не прошло и десяти лет, как старой идеей «самолета для всех» увлеклось очередное поколение энтузиастов. И хотя пятый океан уже не раз демонстрировал свой суровый нрав, в небо стремились сотни и тысячи слишком легковерных любителей. Да, «блоха» очень проста, даже примитивна, построить ее мог любой мало-мальски мастеровой человек. Только воздух оставался зыбкой, ненадежной стихией, которая отказывалась нести самолет с едва заметными, казалось бы, погрешностями в центровке или в очертаниях. В самый разгар «блохомании» в печати появились обстоятельные статьи, оценивающие аэродинамику, устойчивость и управляемость «блохи». В одной из них авиаконструктор В. Шавров писал: «...авиетки должны строиться со всей тщательностью, как настоящие самолеты. Нельзя допускать никакого упрощенчества... Дешевизна авиеток должна быть следствием их массовости и применения крупномасштабных способов производства, а не только упрощенного характера их конструкции».
Так и не став «флагманом» сотенной и тысячной армады «блох» любительской постройки, аэроплан Минье лег в основу многих интересных конструкций, созданных специалистами. Под руководством автора многих советских планеров Б. Шереметева в 1935 году построен самолет М-1. В отличие от «блохи» подвижным сделано заднее крыло. Улучшена аэродинамика, удлинен фюзеляж. Учитывая печальный опыт «любительщины», Шереметев подчеркивал в своей статье: «Конструкция самолета очень проста. Несмотря на это, авторы проекта считают рациональной постройку самолета только в заводских условиях». Дань «малышам» отдал и слушатель Военно-воздушной академии, будущий генеральный конструктор Артем Иванович Микоян. Вместе с однокашниками он построил авиетку с толкающим воздушным винтом. Не один десяток проектов и готовых «блох» — тандемов был представлен на конкурс маломощных самолетов Осоавиахима и Авианито, проведенный в 1936 году. И хотя самолеты классической схемы неизменно превосходили биплан Минье почти по всем летным характеристикам, хотя жгучий интерес к «блохе» сохранялся лишь три года, она заняла достойное место в истории мировой авиации, стимулировала творческую активность и интерес к полетам у многих тысяч будущих авиаинженеров, летчиков, аэродинамиков.
44. Авиетка «Лютон Эркрафт Минор» (Англия, 1937). Двигатель — «Анзани», 34 л.с. Размах — 7,25 м. Длина — 5,95 м. Площадь крыла — 11,5 м2. Вес пустого — 172 кг. Полетный вес — 272 кг. Скорость максимальная — 128 км/ч. Скорость посадочная — 50 км/ч.
Вернуться в
АВИА МУЗЕЙ ЖУРНАЛА "ТЕХНИКА-МОЛОДЁЖИ"Вернуться в
В АВИАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИКВернуться в
КАРТУ САЙТА Латвия