НАШ АВИА-МУЗЕЙ |
Авиамузей журнала |
|
18. ШКОЛА ПОД ОБЛАКАМИ
--- (ТМ №8, 1976 г.)
Учебный самолет У-2 (СССР, 1926).
Аэроплан так стремительно вторгся в привычный уклад европейского общества начала XX века, что юристам оставалось лишь задним числом признать рождение нового средства передвижения и в пожарном порядке зафиксировать его статус в национальных законодательствах и международном праве. И хотя за 1909—1910 годы французский аэроклуб выдал 354 свидетельства об окончании курса летной подготовки, на аэродромах и в воздухе царила та же свобода нравов, что и несколько лет назад на дорогах, по которым уже бегали новоявленные автомобили. Авиатором считался каждый, кто доверял свою жизнь хрупким аппаратам и рисковал после объяснений «на пальцах» стартовать в одиночку, без всяких «вывозных» полетов.
Нередко энтузиасты, особенно из «нижних чинов», проходили курс первоначального обучения, так сказать, нелегально, пользуясь расположением дипломированных пилотов. «Летчики ленились отруливать на самолете к ангару, — вспоминает один из старейших советских летчиков-испытателей, А. Жуков. — Вот постепенно я и научился сперва бегать на аэроплане по полю, затем прыгать, делать подлеты. Время шло, я набирался опыта... Однажды рискнул подняться повыше, да так и начал летать на «фармане-четверке»...
Как и в других авиационных державах, в России были созданы школы военных летчиков — Гатчинская и Севастопольская. Готовили пилотов и частные учебные заведения. Немало авиаторов вышло из зарубежных, главным образом французских школ.
51. Учебный самолет «Альбатрос L30 (BII)» (Германия, 1915). Двигатель — «Мерседес», 120 л.с. Размах — 12,94 м. Длина — 7,78 м. Площадь крыльев — 40,6 м2. Вес пустого — 737 кг. Полетный вес — 1050 кг. Скорость максимальная — 120 км/ч. Потолок практический — 3000 м. Дальность — 500 км.
Когда началась первая мировая война, царское правительство заключило с союзниками соглашение о стажировке летных кадров за границей. При авиационной школе в Казо (Франция) обучалась группа русских офицеров и солдат. Наиболее способные проходили курс пилотажа и воздушного боя. В Казо оттачивали свое мастерство известные летчики Крутень, Сапожников, Павлов и многие другие русские асы.
Уже в начале войны стали очевидны просчеты военного ведомства в отношении летных кадров. Вопреки довоенным представлениям об авиации как о роде войск, не требующем постоянного притока свежих кадров, потери превзошли самые худшие ожидания. Состав истребительного авиаотряда, например, полностью менялся в течение лишь одного года. Пилоты и летнабы гибли не только от пуль вражеских пулеметов, но и из-за поломок при неудачных посадках, по недостатку опыта.
Чтобы восполнить потери, командование пыталось в 1916 году готовить летчиков прямо на фронте, силами действующих авиаотрядов. Понятно, что и без того обескровленная фронтовая авиация не могла взять на себя еще и это тяжелое бремя. Немалой проблемой оказалось укомплектовать экипажами эскадру многомоторных самолетов «Илья Муромец». Дальность действия этих уникальных машин, сложный характер боевых заданий требовали от летчиков основательной навигационной подготовки, четкой и слаженной работы всего экипажа. Для 20—25 ИМ, состоявших на вооружении в 1915—1916 годах, нужно было подготовить 150 пилотов, летнабов, механиков и мотористов. Задержки с обучением привели к тому, что новехонькие, готовые к боевым вылетам «Ильи Муромцы» прибыли на фронт с большим опозданием. Эскадре пришлось выходить из положения своими силами и готовить кадры в собственной летной школе...
12 летных учебных заведений России, действовавших в конце войны, не могли дать армии и половины нужного ей количества авиаторов. К тому же пилоты проходили лишь общелетную подготовку, без всякого учета потребностей фронтовой авиации. Приемам воздушного боя, стрельбе из бортового оружия новоиспеченные кадры овладевали уже в боевых условиях. В школе же учлеты пилотировали тихоходные устаревшие самолеты, мало приспособленные для роли «летающих парт».
Окончена изнурительная война, заставившая стратегов признать и широко использовать боевую авиацию всех назначений. Набирающим силу воздушным флотам всех держав нужны тысячи, десятки тысяч квалифицированных летчиков и штурманов. Одна за другой появляются авиационные школы, высшие учебные заведения для летного и командного составов.
Не забыты и ветераны, многие из которых — совсем еще молодые люди. В Академию воздушного флота Великобритании принимаются пилоты с 5-летним и более стажем. Авиация — элита армии, в английские училища попадают лишь сыновья весьма состоятельных подданных его величества.
Командирами авиационных подразделений в США могут быть только летчики и летнабы. 60-летний генерал Патрик вынужден окончить летную школу, чтобы занять пост начальника воздушного флота. 90 процентов офицеров ВВС должны принадлежать к летному составу.
Бурное развитие авиации потребовало массовой подготовки кадров и в нашей стране. В СССР развернута обширная сеть авиационных учебных заведений. Массовым становятся самолетный, планерный и парашютный спорт. В 1927 году будущие летчики и штурманы получают новую учебную машину — У-2 конструкции Николая Николаевича Поликарпова. Простой по устройству, построенный из дешевых недефицитных материалов биплан оказался легким в управлении и безопасным самолетом. У-2 не был подвержен штопору, а с выключенным мотором терял в высоте не более 1—2 м/с. При потере скорости машина сама опускала нос и вновь разгонялась.
52. Учебный самолет «Авро-504 К» (Англия, 1917). Двигатель — «Гном», 100 л.с. Размах — 10,97 м.
Длина — 8,96 м. Площадь крыльев — 30,6 м2. Вес пустого — 499 кг. Полетный вес — 816 кг. Скорость
максимальная — 132 км/ч. Потолок практический — 3960 м. Дальность — 300 км.
Самолеты «Авро-504» модификации «К» были взяты в качестве трофеев в период гражданской войны. В
1922 году закуплена партия «Авро-504 К», на которых получили путевку в небо многие выдающиеся
советские летчики. Самолет послужил основой для учебной машины отечественной постройки У-1.
Достоинства У-2 оценили не только учлеты. Машина поработала и в качестве связного, народнохозяйственного, транспортного, санитарного, аэрофотосъемочного самолета, словом, оказалась поистине многоцелевым летательным аппаратом. Уже в преклонном возрасте У-2 обрел еще одну — боевую — специальность, стал в годы Великой Отечественной войны легким ночным бомбардировщиком...
В 1935 году появился двухместный учебно-тренировочный самолет УТ-2, а через год — одноместный спортивный тренировочный УТ-1. С 1936 года УТ-2 с двойным управлением — основная машина первоначального обучения. УТ-1 широко применялся в аэроклубах для совершенствования мастерства спортсменов, а также в школах ВВС...
Давно позади тридцатые годы, столь памятные ветеранам нашей авиации. Отгремела тяжелейшая война, в которой блистательно подтвердилась дальновидность советского руководства, призвавшего в авиацию десятки тысяч молодых людей, будущих победителей «непобедимой» люфтваффе.
53. Учебный самолет У-2 (СССР, 1926). Двигатель — М-11, 100 л.с. Размах — 11,4 м. Длина — 8,17 м. Площадь крыльев — 33,15 м2. Вес пустого — 635 кг. Полетный вес — 690 кг. Скорость максимальная — 120 км/ч. Потолок практический — 4000 м. Дальность — 400 км.
Вернуться в
АВИА МУЗЕЙ ЖУРНАЛА "ТЕХНИКА-МОЛОДЁЖИ"Вернуться в
В АВИАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИКВернуться в
КАРТУ САЙТА Люксембург