НАШ АВИА-МУЗЕЙ

Авиамузей журнала
"Техника-Молодёжи"
1975-1977 гг.

Техника-молодёжи, 1975-77 гг.


22. ФОРМУЛА БОМБАРДИРОВЩИКА --- (ТМ №12, 1976 г.)

Скоростной бомбардировщик СБ (СССР, 1934)

Скоростной бомбардировщик СБ (СССР, 1934). Двигатель — 2 Х М-100, 860 л.с. Размах крыла — 20,33 м. Длина — 12,1 м. Площадь крыла — 52 м2. Полетный вес — 5732 кг. Скорость максимальная — 430 км/ч. Потолок практический — 9560 м. Дальность максимальная — 2300 км. Вооружение — 4 пулемета 7,62-мм, 500 кг бомб.


Планируя воздушные наступления на Германию и оккупированные гитлеровцами страны, западные союзники долго не могли решить, как и по каким целям должна действовать стратегическая авиация. Одни полагали, что исход войны предрешит полное уничтожение одной или нескольких областей военной промышленности (такие объекты получили наименование «универсальных»), другие призывали сосредоточиться на «подавлении морального духа населения Германии и особенно немецкого рабочего класса». Не было общего мнения и в отношении «методики» бомбардировки. Что эффективнее — накрывать бомбами целый промышленный район или бомбить прицельно, выбрав отдельные военные объекты? Что, наконец, важнее — уничтожить крупный авиазавод или стереть с лица земли «всего лишь» предприятие по выпуску шарикоподшипников? Потеря первого сразу же скажется на выпуске столь нужных врагу самолетов, но быстро восполнится более интенсивной работой уцелевших заводов. Недостаток подшипников отразится на военном производстве не так быстро (благодаря запасам), но неизбежно снизит выпуск уже не одних самолетов, а буквально любого вида вооружения, в котором что-то вращается или совершает колебательные движения.

В истории второй мировой войны есть примеры, когда усилия бомбардировочной авиации направлялись на достижение морального эффекта. И хотя часто военный и экономический эффект таких налетов был невелик (если, скажем, принять за критерий успеха сокращение военной продукции врага), они имели огромное моральное значение, вселяли уверенность в собственные сипы.

Можно ли переоценить значение беспримерных рейдов наших бомбардировщиков Пе-8 и Ил-4, бомбы которых засвистели над Берлином в тяжелые для всех советских людей август и сентябрь 1941 года. Леденящий визг «гостинцев», завывание сирен, беспорядочное метание прожекторных лучей, разрывы и пожары — что может быть убедительнее этого своевременного ответа на миф о «разгроме» советской авиации! Нежданный визит советских самолетов в глубокий тыл Германии, в столицу рейха поубавил спесь «непобедимых» асов люфтваффе.

Бомбардировщик «Бристоль—Бленхейм» (Англия, 1936)

63. Бомбардировщик «Бристоль—Бленхейм» (Англия, 1936). Двигатели 2 Х Бристоль—Меркюри XV», по 920 л.с. Размах крыла — 18,1 м. Длина — 12,97 м. Площадь крыла — 43,6 м2. Полетный вес — 6550 кг. Скорость максимальная — 472 км/ч. Потолок практический — 8550 м. Дальность максимальная — 2390 км. Вооружение — 2 пулемета 7,69-мм, до 450 кг бомб. Изображение и данные соответствуют модификации IV выпуска 1938 года.


Дальность полета сама по себе уже перестала быть проблемой к началу второй мировой войны. Тяжелая многомоторная машина, стартовав на Британских островах, могла в принципе достичь любой точки Западной Европы и приземлиться на родном аэродроме с отнюдь не сухими баками. Совсем иное дело — боевой вылет с целью не просто дойти до определенной точки и вернуться, а найти тщательно замаскированную цель и обрушить на нее сотни килограммов бомб. Одна только боевая «ноша» самолета съедает долю полетного веса, которую в мирном полете составил, бы вес бензина. Задача конструктора — примирить эти взаимоисключающие требования, оптимально сочетать дальность полета и вес боевой нагрузки.

Чтобы не стать добычей истребителей, поджидающих тяжелую, неповоротливую машину на всем ее многотрудном пути, бомбардировщик должен защищаться. В его арсенале — средства активной и пассивной безопасности: оборонительное стрелковое вооружение, броня, самозатягивающиеся, протектированные баки. Чрезвычайно важную роль играет быстроходность самолета, позволяющая, во-первых, как можно быстрее добраться до цели и, во-вторых, «показать истребителям хвост», уйти от погони на полном боевом газу. Случалось, что высокая скорость самолета стоила больше всех огнестрельных и боевых доспехов и совершенно невооруженной машине безнаказанно сходили рейды в самый глубокий тыл врага. Таким был, например, английский бомбардировщик «Москито».

Как ни успешны были молодецкие налеты «Москито», подавление экономического и военного потенциала Германии оказалось по силам только тяжелой бомбардировочной авиации. Основная тяжесть такой работы легла на советские машины Пе-8 и Ил-4, американские «летающие крепости» В-17, «суперкрепость» В-29, «либерейторы», английские «веллингтоны» и «ланкастеры».

Бомбардировщик «Хейнкель Не-111» (Германия, 1935)

64. Бомбардировщик «Хейнкель Не-111» (Германия, 1935). Двигатели «Юмо-211», по 1340 л.с. Размах крыла — 22,6 м. Длина — 16,4 м. Площадь крыла — 87,6 м2. Полетный вес — 12500 кг. Скорость максимальная — 390 км/ч. Потолок практический — 8000 м. Дальность максимальная — 2400 км. Вооружение — 3 пулемета 7,92-мм, 1000 кг оомб. Изображение и данные соответствуют модификации Н-6 выпуска 1941 года.


Вопреки предвоенному требованию «обеспечить сферический обстрел во что бы то ни стало» эти бомбардировщики второй мировой войны вовсе не полагались на одну только мощь оборонительного вооружения. Увешанные множеством пулеметных установок, которые действительно встречали свинцом истребитель, откуда бы он ни атаковал, самолеты 30-х годов мгновенно уничтожались в небе второй мировой войны. Мало того, что бортовые батареи весили не одну сотню килограммов — открытые турели, масса выступающих башенок цеплялись за воздух, создавали большое аэродинамическое сопротивление. Отсюда и малая скорость, превращавшая дредноуты в отличную цель для зениток и истребителей...

Даже в пору, когда крупные соединения стратегических бомбардировщиков союзников стирали с лица земли целые заводы, промышленные районы, города противника, ни у кого не осталось сомнений: одним лишь сокрушением глубоких тылов врага войну не выиграть. Но наземным войскам, рвущимся к его жизненно важным центрам, должна расчистить дорогу тактическая авиация. Блестящее взаимодействие с наземными и морскими соединениями продемонстрировала советская авиация непосредственной поддержки войск. Организационно она подчинялась сухопутному или морскому командованию, хотя была объединена в целые воздушные армии. На их вооружении состояли в основном фронтовые бомбардировщики Пе-2 и Ту-2, штурмовики Ил-2, обладавшие высокой скоростью, маневренностью и точностью бомбового удара. Работы у фронтовой бомбардировочной авиации хватало на всем протяжении войны. Подавление обороны противника, штурмовка переднего края, уничтожение мостов, переправ, дамб — чего только нет в послужном списке армейских пилотов...

Не от хорошей жизни уже в 1943 году гитлеровская промышленность стала выпускать больше истребителей, чем бомбардировщиков. По сравнению с началом Великой Отечественной войны доля истребителей в авиации рейха увеличилась с 31,2 до 50%. Процент бомбардировщиков упал с 57,8 до 35,4 от общей численности самолетного парка... Еще сильный враг задолго до конца войны стратегически перешел к обороне, сломленной спустя месяцы и годы кровопролитных боев в грандиозных битвах на земле и в небе фашистской Германии.

Бомбардировщик Ил-4 (ДБ-3Ф) (СССР, 1938)

65. Бомбардировщик Ил-4 (ДБ-3Ф) (СССР, 1938). Двигатели М-88Б по 1100 л.с. Размах крыла — 21,44 м. Длина — 14,8 м. Площадь крыла — 67 м2. Полетный вес —10055 кг. Скорость максимальная — 445 км/ч. Потолок практический — 9700 м. Дальность максимальная — 3800 км. Вооружение — 1 пулемет 12,7-мм, 2 пулемета 7,62-мм, 1500 кг бомб.
Приведены тактико-технические характеристики Ил-4 выпуска 1942 года. Самолет был основным бомбардировщиком советской авиации дальнего действия (АДД) в годы войны.


Вернуться в АВИА МУЗЕЙ ЖУРНАЛА "ТЕХНИКА-МОЛОДЁЖИ"

Вернуться в В АВИАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК

Вернуться в КАРТУ САЙТА






Хостинг от uCoz