НАШ АВИА-МУЗЕЙ

Авиамузей журнала
"Техника-Молодёжи"
1975-1977 гг.

Техника-молодёжи, 1975-77 гг.


26. ЛИНКОРЫ АВИАЦИИ --- (ТМ №4, 1977 г.)

Фронтовой пикирующий бомбардировщик Пе-2 (СССР, 1940)

Фронтовой пикирующий бомбардировщик Пе-2 (СССР, 1940). Двигатели — 2 х ВК-105 РФ по 1250 л.с. Длина — 12,66 м. Размах крыла — 17,16 м. Площадь крыла — 40,50 м2. Взлетный вес — 8520 кг. Скорость максимальная — 581 км/ч. Потолок практический — 8800 м. Дальность полета — 1500 км. Бомбовая нагрузка — 600 кг. Стрелковое вооружение — 3 пулемета 12,7 мм, 2 пулемета 7,62 мм.


В самом конце 1936 года стартовал в первый полет выдающийся самолет второй мировой войны — советский тяжелый бомбардировщик ТБ-7 (АНТ-42), переименованный впоследствии в Пе-8. Гигант, оснащенный, помимо четырех основных двигателей, еще одним — он снабжал воздухом на большой высоте силовую установку — превосходил по своим характеристикам современные ему «крепости» и «либерейторы». «С пятым мотором, который технический состав любовно называл «соловьем» за его свист во время работы, — вспоминал П. Стефановский, — корабль на высоте 10-11 тысяч метров превосходил по своим летным качествам даже новейшие истребители того времени. Загруженный полностью горючим и бомбами, он быстро набирал высоту 11 тысяч метров, легко выполнял виражи с креном до 50 градусов в условиях, когда обычные самолеты могли только удерживаться без маневра на минимальной скорости».

Накануне белорусского наступления Советской Армии в июне 1944 года АДД предстояло сокрушить передний край вражеской обороны и узлы сопротивления лишь в нескольких сотнях метров от наших войск. Вдобавок именно в назначенную ночь выдалась скверная погода — дожди, грозы, облака с нижней кромкой на 50—600-метровой высоте. Выполнить столь ювелирную работу надо было основным боевым машинам АДД — двухмоторным Ил-4 и четырехмоторным гигантам Пе-8. Авиация тесно взаимодействовала с наземными войсками. За 30—40 км от переднего края выбрали характерные ориентиры и обозначили их прожектором, свето- или радиомаяком. Луч прожектора указывал также направление на цель. За 10—15 км до объекта бомбардировщики попадали в световой коридор, обозначенный пирофакелами или кострами. Артиллеристы помогали летчикам, «протягивая» к объектам трассы снарядов. Свои войска обозначались светом автомобильных подфарников и пуском ракет в сторону противника.

Бомбардировщик «Боинг» В-17 «Флаинг фортресс» (США, 1935)

75. Бомбардировщик «Боинг» В-17 «Флаинг фортресс» (США, 1935). Двигатели — 4 х «Райт-Циклон» GR — 1820-97 по 1200 л.с. Длина — 22,60 м. Размах крыла — 31,64 м. Площадь крыла — 132,10 м2. Взлетный вес (перегр.) — 29700 кг. Скорость максимальная — 481 км/ч. Дальность — 2736 км. Потолок практический — 10850 м. Бомбовая нагрузка — 2742 кг. Оборонительное вооружение — 13 пулеметов «браунинг» 12,7 мм. Экипаж — 10 человек. Приведены данные и проекции модели В-17 G (1943).


Из заводских цехов вышло всего 79 экземпляров Пе-8. «В начале войны нам было не до «летающих крепостей», — пишет Главный маршал авиации А. Новиков, — не хватало даже обычных фронтовых бомбардировщиков... К тому же производство такой машины, как Пе-8, дело весьма сложное и дорогостоящее, а в военное время и рискованное».

Усилия советской авиапромышленности были направлены на выпуск истребителей, штурмовиков, фронтовых бомбардировщиков. Самой массовой бомбардировочной машиной стал у нас Пе-2: всего выпущено свыше 11 тыс. этих самолетов.

Главными «действующими лицами» союзной бомбардировочной авиации были тяжелые четырехмоторные «летающие крепости» В-17 фирмы «Боинг», «Либерейторы» В-24 фирмы « Консолидейдет» (США), английские Авро «Ланкастер» и Шорт «Стирлинг». Из четырехдвигательных машин на вооружении королевских ВВС состояли также Авро «Манчестер» и Хендли-Пейдж «Галифакс». Любопытная деталь: размах крыльев этих самолетов продиктован вовсе не аэродинамическими или иными соображениями, а размерами ангаров в конце 30-х годов. В требованиях к конструкции тяжелого бомбардировщика, выдвинутых в 1936 году британским воздушным министерством, числился пункт, перечеркнувший стремление конструкторов к крыльям большого удлинения с хорошими несущими свойствами. Необычным оказался и путь, которым пошла фирма «Шорт», создавая бомбардировщик «Стирлинг». По разработанным чертежам сначала построили не опытный, полноразмерный образец самолета, а летающую пилотируемую модель вдвое меньшей величины. Только после испытаний «мини-бомбардировщика» появились опытная и серийные машины.

Наиболее удачным английским тяжеловесом оказался «Ланкастер». Его боевое крещение состоялось 17 апреля 1942 года, когда англичане рискнули послать днем 12 «ланкастеров» на бомбардировку моторостроительного завода в Аугсбурге. Чтобы обмануть немецких локаторщиков, для внезапности, к цели приблизились на высоте около 150 м. Основной работой «ланкастеров» стали ночные бомбардировки. Днем над Германией появлялись позже лишь скоростные «москито», «летающие крепости» и «либерейторы».

Первый B-17 приземлился на Британских островах 1 июля 1942 года. По воздушному мосту из Нового в Старый Свет прибыли и другие «крепости» 8-й воздушной армии США.

Первый полет опытный бомбардировщик ХВ-17 совершил летом 1935 года.

Бомбардировщик Авро 683 «Ланкастер» (Англия, 1939)

76. Бомбардировщик Авро 683 «Ланкастер» (Англия, 1939). Двигатели — 4 х Роллс-Ройс «Мерлин» XX по 1280 л.с. Длина — 21,03 м. Размах крыла — 31,1 м. Площадь крыла — 119,5 м2. Взлетный вес — 27215 кг. Скорость максимальная — 440 км/ч. Дальность полета — 4040 км. Потолок практический — 6650 м. Бомбовая нагрузка — 1927 кг. Оборонительное вооружение — 8 пулеметов «браунинг» 7,69 мм. Приведены данные и проекции модели «Ланкастер» Мк1 (1942).


Выпустив около 13 тыс. В-17, фирма «Боинг» последовательно модернизировала самолет: увеличивала мощность силовой установки, усиливала стрелковое вооружение, совершенствовала пилотажно-навигационное, помехосоздающее и бомбардировочное оборудование.

Взаимодействовали англо-американцы так: «крепости» появлялись над выбранной целью под вечер, бомбили заранее выбранные объекты и удалялись, оставив после себя ярко освещенный пожарами город, промышленный район, крупное предприятие...

Под покровом ночи прилетали англичане, получившие от своих союзников точные данные о световых ориентирах, и сбрасывали бомбы на обозначенный район. Другие соединения английских самолетов занимались в это время аэродромами противника. На рассвете, когда вновь прилетали американцы, уцелевшие истребители люфтваффе уже не могли стартовать на перехват «крепостей» с разбитых ВПП...

Заботы как нападающей, так и обороняющейся сторон усложнялись, когда после налетов единиц или десятков тяжелых машин союзники перешли к налетам массированным.

Из 235 машин цели достигли 223, сбросившие 461 тонну бомб за считанные минуты. Обработав статистический материал, математики научно-исследовательского отдела Бомбардировочного командования дали авиаторам рецепт: увеличить концентрацию самолетов над целью. Потери снизятся, хотя — от этой арифметики хочется поежиться! — часть бомбардировщиков статистически обречена на гибель от столкновения со своими же машинами и уничтожение бомбами с вышелетящих самолетов... Общий же баланс, гласили суровые, но объективные рекомендации, — в пользу нападающих.

Бомбардировщик Пе-8 (СССР, 1939)

77. Бомбардировщик Пе-8 (СССР, 1939). Двигатели — 4 х АМ-35А по 1350 л.с. Длина — 24,5 м. Размах крыла — 40,00 м. Площадь крыла — 188,66 м2. Взлетный вес (макс.) — 32000 кг. Скорость максимальная — 440 км/ч. Потолок практический — 10300 м. Дальность полета — 4700 км. Бомбовая нагрузка (максимальная) — 2 тыс. кг. Оборонительное вооружение — 2 пушки 20 мм, 2 пулемета 12,7 мм. В 1942 году самолет оснастили двигателями воздушного охлаждения АШ-82ФН (1850 л.с. каждый).


Вернуться в АВИА МУЗЕЙ ЖУРНАЛА "ТЕХНИКА-МОЛОДЁЖИ"

Вернуться в В АВИАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК

Вернуться в КАРТУ САЙТА






Хостинг от uCoz